Важность сигналов при начале движения и маневрировании
Раздел 8.1 ПДД РФ обязывает водителя сигнализировать свои намерения перед началом движения, сменой полосы, поворотом или остановкой. Это можно сделать с помощью указателей поворота или руки, если указатели не работают. При этом очень важно не нарушать правила и не создавать опасность для других участников дорожного движения.
(согласно последним изменениям в ПДД от 10.05.2010 года)
Для обозначения левого поворота (разворота) нужно вытянуть в сторону левую руку или правую, вытянуть в сторону и согнуть в локте под прямым углом вверх. При подаче сигнала правого поворота следует вытянуть в сторону правую руку или левую, вытянутую в сторону и согнутую в локте под прямым углом вверх. Сигнал остановки подается поднятой вверх левой или правой рукой.
8.2. Чтобы подать сигнал о повороте или остановке, нужно сделать это заблаговременно перед началом маневра и прекратить немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом следует убедиться, что сигнал не вводит в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости принимать меры предосторожности.
Уступая дорогу при выезде на проезжую часть с прилегающей территории, водитель должен учитывать транспортные средства, пешеходов и лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности. При съезде с дороги необходимо уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и лицам на средствах индивидуальной мобильности, чей путь он пересекает.
(Пункт 8.3 изменен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(См. текст в предыдущей редакции)
В случае изменения полосы движения водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся параллельно без изменения направления движения. Если несколько транспортных средств одновременно перестраиваются в одну полосу, водитель должен уступить дорогу автомобилю, находящемуся справа.
Водителю следует занять крайнее положение на проезжей части перед поворотом направо, налево или разворотом, за исключением случаев, когда он въезжает на перекресток с круговым движением.
Если слева есть трамвайные пути направления движения, расположенные на одном уровне с дорогой, то поворот налево и разворот должны производиться с них, если нет указаний о другом порядке движения. При этом необходимо убедиться, что трамваю не создается помех.
(в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.6. Чтобы избежать попадания на встречную сторону дороги, необходимо поворачивать так, чтобы автомобиль не выезжал за пределы проезжей части.
При повороте направо следует придерживаться правого края дороги.
8.7. Если из-за размеров или других причин невозможно соблюсти правила поворота, то допускается отклонение от них, но только если это не нарушит безопасность движения и не создаст помех для других участников дорожного движения.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при повороте без перекрестка ширина дороги недостаточна для выполнения маневра из левого положения, его можно сделать с правого края (с правой обочины). При этом нужно уступить дорогу другим транспортным средствам.
8.9. Когда движение транспортных средств пересекается и приоритет не определен Правилами, водитель должен уступить дорогу тому, кто приближается справа.
8.10. Если есть полоса для торможения, водитель, собирающийся повернуть, должен заранее перестроиться на нее и сбавить скорость только на этой полосе.
При наличии полосы разгона при въезде на дорогу водитель должен двигаться по ней и только потом перестраиваться на соседнюю, уступая дорогу тем, кто уже находится на этой дороге.
Допускается движение задним ходом на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
Также разрешено двигаться задним ходом в местах, где видимость дороги не менее 100 метров хотя бы в одном направлении;
Исключение составляют места остановок общественного транспорта.
(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 г. № 595)
(см. текст в предыдущей версии)
8.12. Разрешается движение транспортного средства задним ходом при обеспечении безопасности и отсутствии помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен просить помощи у других лиц.
Движение задним ходом запрещено на перекрестках и в местах, где запрещено выполнение разворота согласно пункту 8.11 Правил.
ПДД Помеха: Полное Руководство по Правилам и Ситуациям
Каждый водитель и даже некоторые пешеходы слышали о правиле дорожного движения, известном как «помеха справа». Однако каждый трактует его по-своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям, приближающимся справа, независимо от других условий, что, конечно же, неверно. Так что же такое на самом деле это правило?
Правило «помехи справа» применяется в двух случаях: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность движения не определена правилами. Фактически, это правило является последним (а не первым), которое следует учитывать на дороге. Последнее не в том смысле, что его можно игнорировать, а в том, что оно применяется после других правил.
Кстати, в официальных правилах дорожного движения нет такого понятия, как «помеха справа».
Одновременное перестроение
В инструкции по управлению транспортом говорится о перестроении следующее:
«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся параллельно без изменения направления движения. Если два транспортных средства перестраиваются одновременно, то водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Давайте разберем все по порядку, так как ситуаций перестроения может быть множество.
1. Если вы двигаетесь по своей полосе, а другой автомобиль перестраивается с соседней полосы, вам не нужно уступать ему, независимо от того, движется ли автомобиль справа или слева от вас. Вы можете это сделать только по своему усмотрению. Правило «помехи справа» не распространяется.
2. Если вы планируете сменить полосу движения, но другие машины не уступают дорогу, то вам придется подождать, пока не появится возможность. Помните, что в данной ситуации правило «помехи справа» не применяется.
3. При перестроении на левую полосу обязательно уступите дорогу автомобилю, который уже находится на этой полосе. Не стоит рассчитывать исключительно на правило «помехи справа», важно выяснить, что водитель действительно уступает вам дорогу.
Когда вы перестраиваетесь на правую полосу, где уже есть другой автомобиль, который также хочет перестроиться, придерживайтесь правила «помехи справа» и уступите дорогу этому автомобилю. Это одно из обобщенных правил перестроения, которые следует помнить:
Обобщенные правила перестроения
1. Если вы не перестраиваетесь, вам не нужно уступать дорогу никому.
2. Если вы перестраиваетесь направо, должны уступить дорогу всем.
3. Если вы перестраиваетесь налево, вас должны пропустить только те, кто также перестраивается вместе с вами.
Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких ситуациях некоторые суды привлекают водителей к ответственности, а другие — нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию единой судебной практики, но они противоречат правилам дорожного движения.
ПДД: обязанности водителя перед пешеходами
В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать пункты 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим дорогу, по которой он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (включая трамвайные пути).
Дать дорогу — это означает, что участник уличного движения необходимо воздержаться от начала, продолжения или завершения маневра, который может заставить других участников движения, обладающих преимуществом, изменить свое направление или скорость (п. 1.2 Правила дорожного движения). Таким образом, обязанность уступить дорогу пешеходу возникает в тех случаях, когда он уже выбрал направление движения и это очевидно для водителя.
Если человек перешел на пешеходный переход, то водитель обязан пропустить его. В то же время пешеход не должен начинать движение по переходу, не удостоверившись в безопасных условиях (п. 4.5 Правила дорожного движения). Он должен переходить дорогу только после того, как оценит расстояние до приближающихся автомобилей, их скорость и убедится в безопасности перехода.
Новые пояснения МВД противоречат Правилам
В Письме от Министерства Внутренних Дел России от 4 сентября 2020 года № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких ситуациях водители обязаны уступать дорогу пешеходам, а в каких случаях это не требуется. Например, если водитель не принудил пешехода изменить свое движение или скорость, то он не нарушил правила. В одном из примеров, приведенных в письме, упоминается решение Верховного Суда Российской Федерации, где отмечается, что водитель не несет ответственности, если траектории его движения и движения пешехода не пересекаются. Следовательно, если водитель не мешает пешеходу перейти дорогу по плану, не заставляя его отступать или останавливаться, то он соблюдает правила.
Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Согласно п. 1.2 ПДД, нарушением будет считаться поведение водителя, которое могло бы вынудить пешехода изменить свое направление или скорость движения. Некоторые судебные решения прямо указывают на это. В результате водителя не оправдывает то, что пешеход не изменил свое движение или скорость, как говорится в письме МВД.
Таким образом, с учетом тех же разъяснений, можно предположить, что инспектор должен будет зафиксировать нарушение на видеокамеру и взять пояснения у пешехода для того, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но стоит помнить, что даже имея видеозапись нарушения, инспектор не обязан показывать ее водителю на месте.
Что делать водителю, если он не согласен с обвинениями в совершении нарушения?
Главным аргументом в пользу водителя является отсутствие улик его вины. Если говорить кратко, то можно высказать такую мысль: раз нет записи с видеокамеры и показаний пешехода, которому мешали перейти дорогу, как можно доказать его вину?
Если водитель не согласен с тем, что совершил правонарушение, ему составляют протокол и решение. Последним документом он привлекается к административной ответственности, так как его вина установлена. При составлении протокола водителю разъясняются его права, которыми ему необходимо воспользоваться.
- В протоколе следует указать, что вы не согласны с обвинениями в адрес вашей персоны и что правонарушения не совершали.
- Дайте разъяснения в акте или на отдельном листе. Обязательно отметьте, что прилагаются разъяснения. Необходимо избегать утверждений о внезапном появлении пешехода или его невидимости. Либо пешеход был на проезжей части, либо не был. Поэтому в разъяснениях можно указать, что вы видели пешехода, и он видел вас, но ваши действия не заставили его изменить скорость и направление.
- Если пешеход остался на месте, попросите у него контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде по вашей жалобе на постановление. Лучше всего, если вы сами обеспечите явку пешехода в суд.
- В случае крайней необходимости, запишите видео на своем телефоне, где пешеход подтверждает, что вы не помешали ему перейти дорогу. Это видео может послужить доказательством при обжаловании постановления инспектора.
- Обязательно сохрани видеозапись с регистратора. Она может быть использована в суде в качестве важного доказательства защиты.
Как и куда подать жалобу?
Решение по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по вашему городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.
Адрес органа (вышестоящего должностного лица), куда можно направить жалобу по почте, указывается в постановлении. Копия постановления вручается водителю лично с подписью.
В случае отсутствия улик, подтверждающих вашу вину, вы можете указать на это в жалобе по делу об административном правонарушении. Для формулировки возражений вы можете воспользоваться текстами судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе необходимо приложить копию постановления, а при наличии – дополнительные материалы, такие как видеозаписи или фотографии.
Важно не пропустить срок подачи жалобы, который составляет 10 суток с момента получения копии постановления. День составления постановления не включается в этот срок.
Какие процессы происходят в судебных органах?
Прежде пешеход инспектору был не нужен для того, чтобы привлечь водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения»). Однако в письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, так что ситуация может измениться. Будет ли это происходить, покажет судебная практика. В настоящее время о ее единстве говорить не приходится. В дальнейшем рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать для своей защиты.
Помеха справа в ПДД
Обстоятельства, в которых применяется правило «помеха справа»:
Понятие «помеха справа»
Имеется несколько различных точек зрения на смысл выражения «помеха справа».
Одни специалисты утверждают, что выражение «помеха справа» в Правилах дорожного движения присутствует с момента их создания, и придают этому термину статус некого стандарта.
Другие эксперты убеждены, что понятие «помеха справа» не имеет юридической силы, поскольку его вообще нет в тексте ПДД.
Несмотря на разногласия, использование данного термина значительно облегчает понимание различных ситуаций на дороге, когда требуется определить приоритет между транспортными средствами, если их пути пересекаются.
Приоритет означает возможность двигаться вперед в заданном направлении относительно других участников движения (согласно пункту 1.2 ПДД).
Термин «помеха справа» не является частью ПДД. Это народное выражение, используемое для обозначения ситуаций, когда Правила требуют от водителя уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа.
Однако не все ситуации, когда другой автомобиль подъезжает справа, подпадают под это понятие.
Речь о «помехе справа» применима только в случаях, когда между машинами существует равенство прав на движение или если правила не определяют очередность проезда.
Таких ситуаций немного, и несмотря на отсутствие официального термина «помеха справа», они упоминаются в ПДД с другой формулировкой:
«Водитель должен уступить дорогу транспортному средству, которое приближается справа».
Ниже приведены обстоятельства, когда применяется правило «помеха справа», и разделы ПДД, где встречается данная концепция.
Перестроение на перекрестке одновременно
При перестроении автомобилей, движущихся параллельно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, которое находится справа (согласно пункту 8.4 Правил Дорожного Движения).
Необходимо отметить, что приоритет при перестроении возникает лишь в случае пересечения траекторий движения транспортных средств!
Серия статей «Перестроение» посвящена маневрам, связанным с изменением полосы движения.
Важно понимать или заметить вовремя, что маневры машин происходят одновременно, при перестроении с другим автомобилем.
Дорога, поворачивающая на перекрестке
При смене направления главной дороги на перекрестке водители, движущиеся по ней, должны соблюдать правила проезда на равнозначных перекрестках (согласно пункту 13.10 Правил Дорожного Движения).
Когда на такой перекресток возникает обязанность уступить помехе справа? Существует два случая, когда это может произойти:
- если основная дорога поворачивает направо, а вы движетесь по ней и собираетесь проехать через перекресток прямо или повернуть налево.
- если вы приблизились к перекрестку по второстепенной дороге, но «правая» сторона на перекрестке также является второстепенной. В этом случае вы должны уступить дорогу всем транспортным средствам, включая помеху справа на второстепенной дороге, независимо от направления вашего дальнейшего движения.
Рекомендую прочитать статью «Съезд и поворот с главной дороги» из серии «Главная дорога».
Перекресток с равнозначными дорогами
Такой перекресток также называется равносторонним перекрестком.
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, указанного в пункте 13.11 (1) Правил дорожного движения, водитель необслуживаемого транспортного средства должен дать дорогу другим транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11 ПДД).
Перекресток равнозначных дорог отличается от других перекрестков отсутствием знаков приоритета на всех сторонах этого перекрестка.
В соответствии с ПДД на перекрестке равнозначных дорог необходимо уступить любое транспортное средство, движущееся справа, в зависимости от направления движения: прямо, налево или разворота.
На равностороннем перекрестке может возникнуть ситуация круговой «помехи справа», регулируемая статьей о проезде равнозначного перекрестка.
Иные случаи, не упомянутые в ПДД
В случае, если пути движения машин пересекаются и очередность проезда не определена Правилами, придается право проезда автомобилю, который движется справа (согласно пункту 8.9 ПДД).
К другим ситуациям, где не указан приоритет на дороге, относятся места движения во дворах, жилых зонах, на парковках и прилегающих территориях. В таких случаях машины пересекаются, но правила передвижения не определены.
Привожу в пример статью «Движение во дворах и жилых зонах».
Два следующих пункта ПДД регламентируют ситуации, где понятие «помеха справа» не применимо, так как Правила дорожного движения четко устанавливают приоритеты между автомобилями.
Однако, рассмотрение ситуации через призму принципа «помеха справа» может помочь понять обстоятельства лучше, особенно на первых этапах вождения автомобиля.
Со временем, приобретая опыт, на подсознательном уровне приходит понимание, кому и в каких случаях необходимо уступить дорогу согласно Правилам.
Речь идет о транспортных средствах, движущихся навстречу вам в равных условиях: либо на зеленый свет, либо на перекрестке без приоритета.
Пункт 13.4. Когда вы поворачиваете налево или разворачиваетесь на зеленый свет светофора, водитель легкового транспортного средства должен уступить дорогу транспорту, движущемуся навстречу прямо или направо.
При выполнении поворота налево или разворота водителями безрельсовых транспортных средств обязательно уступать дорогу другим транспортным средствам, движущимся прямо или направо по равнозначной дороге встречного направления.
Эти правила являются обязательными не только на перекрестках, но и на любом другом участке дороги, где возможен поворот налево или разворот.
Если автомобиль находится поперек движения после мысленного поворота налево, то встречные машины будут справа и им нужно уступить дорогу.
Такая ситуация не является «помехой справа», так как требование уступить дорогу встречным машинам прописано явно в соответствующих пунктах правил.
Если кому-то сложно запомнить, что при повороте налево (развороте) необходимо уступить встречным ТС, движущимся вперед или направо (иногда неопытному человеку может быть трудно сориентироваться при виде встречного автомобиля), то можно использовать метод псевдо-«помехи справа», описанный выше, для понимания ситуации.
В любой ситуации, когда у вас есть преимущество в движении, помните, что свой приоритет лучше использовать только тогда, когда вы убедились, что вам уступают дорогу.
Продолжайте читать наши страницы. Здесь вы найдете много интересного и полезного о собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос можно задать в форме для комментариев, расположенной в конце текстовой «ленты».
Продолжая обсуждение темы «помеха справа в ПДД» и ответов на вопросы о безопасности движения, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Написал: Сергей Довженко
Последнее обновление: 13.03.2023
Если хотите поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Не стесняйтесь жать.
Помеха справа: принцип работы, правила уступать, исключения, штрафы
Правила дорожного движения определяются светофорами и дорожными знаками. Но что делать, если их нет на перекрестке или во дворе, а ситуация вызывает споры?
Рассмотрим, как действует принцип «помеха справа», насколько универсален он, кому должен уступить водитель, и существуют ли исключения из этого правила.
- Что это
- Когда действует
- На перекрестке
- Во дворе
- Штрафы
Понятие «Помеха справа»
Водители часто употребляют термин «правило правой руки», или «помеха справа». Это краткое изложение пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в редакции от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].
Этот закон гласит: «Если движение транспортных средств пересекается, а приоритет не установлен, водитель должен уступить дорогу тому, кто приближается справа».
Это означает, что в отсутствие светофоров или знаков вы должны пропускать автомобили, находящиеся справа от вас. То же самое относится к другим водителям: если они справа от вас, у них приоритет.
Когда применяется правило «Помеха справа»
Этот принцип считается универсальным, но его применение зависит от конкретной ситуации. Чтобы руководствоваться этим правилом, необходимо соблюсти три основных условия:
1. Пересечение путей движения водителей
Например, правило не действует, если вы поворачиваете направо на перекрестке, где есть автомобиль, который также поворачивает направо. В этом случае нет конфликта, и понятно, кто должен уступить дорогу.
2. Отсутствие регулирования другими ПДД
Водитель должен сначала обращать внимание на дорожные знаки и основные правила взаимодействия на дороге. Правило «помеха справа» применяется, если другие правила не устанавливаются. Например, когда вы выезжаете с заправки или места парковки одновременно с другой машиной. При повороте налево эта машина становится «помехой справа», и вы должны уступить дорогу.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Аналогичная ситуация возникает при одновременном перестроении двух транспортных средств во время движения. Например, на одной дороге двигается машина и мотоцикл справа от нее. Они имеют одинаковые права, но преимущество остается за мотоциклистом, так как он является «помехой справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.
3. Участники движения на одном уровне
В ином случае нужно руководствоваться другими правилами дорожного движения. Принцип «правой руки» не применим в случаях, когда у одного из участников уже есть преимущество. Например, на перекрестке встречаются автомобиль и трамвай, или дорогу переходит пешеход, водитель машины должен уступить, независимо от его расположения.
Помеха справа на перекрестке
Правило правой руки на перекрестках
Согласно разделу 13 ПДД, движение на перекрестках регулируется основным принципом — уступить дорогу участнику, находящемуся справа (при равных возможностях).
Однако, важно учитывать динамику ситуации: ваше место на дороге равно другим участникам только до момента определения направлений движения.
Исключения из правила
Существуют ситуации, в которых правило уступки справа не действует:
— когда возникает конфликт с трамваем (трамвай всегда имеет приоритет, даже если он поворачивает направо и вы движетесь по прямой дороге);
— Различие в позициях (приоритет на дороге зависит от правил ПДД при въезде на круговую дорогу);
— Присутствие знаков и светофора, указывающих на приоритетные правила.
Препятствие справа на территории двора
Согласно п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители обязаны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Если транспортные средства не имеют преимущественного положения, используйте правило «препятствие справа». То есть, если машины одновременно покидают двор, водитель слева должен уступить дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие дорожных знаков и светофоров, если они установлены. Направление и ширина дороги не влияют на приоритет движения, правило работает на любых участках дороги, включая узкие улицы в жилых зонах спальных районов.