Сегодня мы обсуждаем вопрос об отпуске для проведения мероприятий и материальной компенсации без ограничения общей продолжительности правительственной рабочей недели.
Как всегда, анализ этого вопроса мы начнем с общепринятых законодательных норм. Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что боевые вылеты, учения, плавания и другие мероприятия по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации, могут проводиться по мере необходимости без ограничения общей продолжительности служебной недели. Полный перечень таких мероприятий установлен приказом Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 «Об утверждении перечня мероприятий, проводимых по мере необходимости без ограничения общей продолжительности выполнения официальных государственных задач на каждую военную неделю».
Непосредственными примерами являются: боевые мероприятия; мероприятия по оперативной и боевой подготовке; проведение мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, катастроф и стихийных бедствий; карантинные мероприятия и др. Полный список можно посмотреть в указанном выше порядке.
Конечно, у многих военнослужащих возникают вопросы, и они часто задают их нам. Что именно мне нужно сделать, чтобы быть задействованным в этих мероприятиях?
ОТВЕТ: Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N1237 «Вопросы прохождения военной службы», за каждые три дня и три ночи привлечения к указанным мероприятиям военнослужащим предоставляются два дня и две ночи отдыха.
Кроме того, в соответствующее время обеспечивается общественная безопасность военнослужащих в виде дополнительных дневных и вечерних развлечений.
Если военнослужащий не получил дополнительный день отдыха вместе с основным отпуском в предыдущем году, отпуск будет предоставлен в соответствующем календарном году.
При этом следует отметить, что если дополнительные дни отпуска не предоставляются, то ущемление прав военнослужащего начнет исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в котором был бы перенесен день основного отпуска.
Закон предусматривает, что развлечения должны предоставляться конкретным командиром с учетом необходимости поддержания боевой готовности дислоцированного подразделения и интересов вооруженных сил. В результате интересы вооруженных сил зачастую оказываются превыше всего, что не позволяет обеспечить военнослужащих необходимыми дневными и ночными развлечениями.
В таких случаях у военнослужащих есть нереализованная возможность получить компенсацию в иностранной валюте за неиспользованные дни.
Основным условием получения такой компенсации является включение происшествия с военнослужащим в перечень происшествий согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации № 492.
Порядок и условия выплаты компенсации в иностранной валюте регулируются приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. N 80 «О порядке и критериях выплаты компенсации в иностранной валюте военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, в обмен на предоставление дополнительного дневного и ночного отдыха».
В данном случае указанный приказ рассматривается как основание для выплаты валютного вознаграждения. Здесь следует особо отметить, что получение денежных средств носит заявительный характер, в связи с чем военнослужащие соблюдают отчетный порядок предоставления компенсации за неиспользованные дни отдыха с указанием этапа выполнения боевой задачи призывником, количества неиспользованных дней валютных выплат и выплат. Данная выплата производится путем деления суммы надбавки за воинское звание и надбавки за воинское звание на 30, умноженной на количество дополнительных дней компенсационных дневных и ночных развлечений.
Однако, как всегда, на практике не все идет так гладко, как на бумаге. Попытка обеспечить дневные и ночные развлечения на таких мероприятиях сопряжена с рядом трудностей. Часто это связано с тем, что военные пытаются сэкономить. В подобных историях солдаты пытаются довести свои дела до суда, но, опять же, в юридической практике нет единообразия, и солдаты часто делают те выводы, которые считают нужными.
Давайте рассмотрим некоторые проблемы, с которыми сталкиваются солдаты, пытаясь защитить свои права в суде.
1. Первый случай — это так называемое «дело без причины». На первый взгляд, ситуация обычная. Военнослужащий задумывается о том, что именно входит в данное событие, анализирует приказ и обнаруживает, что, согласно приказу, неограниченное участие в подобных событиях либо не предусмотрено, либо документальное подтверждение этого приказа отсутствует.
Приведем несколько примеров из судебной практики. Суды пришли к выводу, что день отдыха и денежная компенсация за него полагаются военнослужащим, которые, помимо включения в соответствующие списки, принимали участие только в тех мероприятиях, которые приказом компетентного военного органа были определены к проведению без ограничения общего еженедельного служебного времени.
Это связано с тем, что многие военнослужащие ошибочно полагают, что по истечении определенного количества лет они, вероятно, смогут подать иск в суд о возмещении ущерба. Как уже отмечалось выше, срок нарушения начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором отпуск был перенесен, и длится три месяца. В качестве альтернативы, если комбатант подает жалобу во время назначенной боевой фазы, то трехмесячный срок для обжалования исчисляется с фазы отказа, во время которой подается жалоба.
Из приведенной судом цитаты ясно, что дело обстоит именно так. Например, если военнослужащий добивается предоставления дневных и ночных развлечений и выплаты за это денежной компенсации, он имеет право обратиться в администрацию с ходатайством до конца года, следующего за годом, в котором он приобрел это право. Другая возможность заключается в том, что дни отпуска не могут накапливаться в течение нескольких лет, что противоречит правовой природе льгот, направленных на поддержание благосостояния военнослужащих.
Как уже говорилось выше, назначение вычетов за обмен носит декларативный характер. Наличие ходатайства или военной апелляции считается важным условием для решения вопроса в досудебном порядке.
3. Третий важный вопрос — не кажется ли военнослужащему, что он уже отдохнул.
На практике проблема заключается в том, что если военнослужащий не был на службе с момента инцидента (например, посмертно) и отдохнул, ему просто говорят, что он уже отдохнул и не имеет права делать что-либо еще.
Пример аналогичного отказа суда: в данном случае он находится на службе один день, работает два или три дня и ночи, в зависимости от обстоятельств, для отдыха и не выполняет непосредственно свои государственные обязанности. Поэтому плановый день отдыха для данной категории военнослужащих устанавливается сразу после службы, то есть после события, которое происходит без ограничения общей продолжительности служебного времени недели. Суд счел важным выполнить это требование, поскольку только выполнение повседневных обязанностей с последующим отдыхом считается служебным. Другими словами, суд фактически придерживался мнения, что два или три дня дежурств будут полностью компенсированы запланированным отдыхом.
Отмечается, что бывают случаи, когда солдаты несут боевое дежурство каждый день. Это, конечно, не оправдано, но прецедент остается прецедентом. В этом случае, конечно, должна быть предусмотрена либо компенсация в валюте, либо однодневное развлечение. На практике это связано с тем, что бойцы не отдыхают день и ночь после смены.
Однако мы говорим о незыблемости единообразия, а здесь приведем пример другого вывода суда. В ходе разбирательства в суде мы нашли косвенные доказательства того, что истец находился на боевом дежурстве днем и ночью в течение рассматриваемой фазы, то есть по статье 103. С января по апрель 2015 года он нес боевое дежурство более пяти дней и ночей каждый месяц, и Трибунал все же нашел этому доказательства. На этом фоне Трибунал пришел к выводу, что заявитель имеет право на компенсацию в иностранной валюте в обмен на увеличение оспариваемой заявленной суммы и предоставление дополнительных 69 дней и 69 ночей рекреационных услуг.
Вы видите разницу, трибунал не принял во внимание обстоятельства того, был ли впоследствии заменен комбат. Это означает, что прецедент лечения создан и все в порядке. Таким образом, вы можете увидеть, как различные судебные концепции учитывают конкретные истории.
Поэтому при защите своих прав рекомендуется придерживаться проверенных методов. Подробнее об этом методе вы можете прочитать в выпуске 58 видеоблога «Военная юстиция».
Вкратце процедура выглядит следующим образом
1. если по окончании этих мероприятий вам не предоставили день отдыха, вы в любом случае имеете право сообщить начальству о предоставлении дня отдыха или, как вариант, потребовать компенсацию в иностранной валюте. 2. если впоследствии вам откажут (что, к сожалению, случается), подайте административный иск. Однако перед этим рекомендуется ознакомиться с условиями получения положенных выплат.
Будьте уверены. При правильном подходе к отстаиванию своих прав в суде вопрос с оплатой сверхурочных может быть успешно решен.