Положение о порядке и критериях определения стажа арбитражного заседателя для установления дополнительного ежемесячного вознаграждения за выслугу лет утверждено решением Арбитражной комиссии РФ.
Оно устанавливает перечень периодов службы, периодов службы и периодов военной службы, входящих в стаж работы арбитражных заседателей Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, боевых судов и универсальных арбитров и определяющих размер дополнительного ежемесячного вознаграждения в период прохождения службы, а также порядок и обстоятельства определения стажа работы арбитражного заседателя предусматривает, что.
В стаж работы арбитражного заседателя включаются периоды работы по найму, работы на должностях, требующих высшего юридического образования: должностях муниципальных судей, должностях в федеральных государственных политических органах и органах местного самоуправления, должностях в организациях местного самоуправления, прокуроров и практикующих прокуроров, должностях стажеров защитников, должностях в органах государственной власти, самоуправления и фондах, должностях в международных организациях, межправительственных межправительственных и межгосударственных учреждениях и организациях; на должностях в органах внутренних дел,
В срок полномочий арбитражного заседателя включается служба в судебной системе, судебных департаментах и их органах, подведомственных Верховному Суду РФ, судах и органах, в которых рассматриваются вопросы о назначении на высокие должности, арбитражных судах субъектов 68 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации», а в сфере федеральных судов — в аппарате Председателя Правительства РФ и Совета при Президенте РФ. Включает периоды работы в должностях делопроизводителей, помощников, референтов, специалистов юридических отрядов, адвокатов, правовых инспекторов и других помощников. Профсоюзные органы и их органы, Центральный комитет Коммунистической партии СССР, Центральный комитет Коммунистической партии Федеративной Республики, областные и местные комитеты, области, районы, края, города и их органы, должности в партийных комитетах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (если юридическая работа предшествовала переходу на партийную работу) (если применимо) Заключения компетентных органов и т.д.
Кроме того, в стаж работы арбитражного управляющего включается период частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если отпуск приходился на время исполнения трудового договора, прохождения службы или военной службы по указанным выше должностям.
Следует также напомнить, что в апреле этого года Палата общин приняла в первом чтении законопроект правительства, предусматривающий включение в судейский стаж предыдущих периодов работы в качестве прокуроров, следователей, адвокатов и на судебных должностях, требующих высшего юридического образования. Этот законопроект дает им право на всевозможные выплаты и льготы.
Отлично. ru 10 июня 2013, 14:09
Опубликовано: 25 июня 2013 04:57 Обновлено: 25 июня 2013 04:57
Порядок и условия определения выслуги лет судей: все, что нужно знать
11. квалификационные классы, присвоенные арбитру до его перевода в нижестоящий суд и имевшиеся у него по состоянию на 1 января 2013 года, преобразуются в соответствии с таблицей эквивалентности квалификационных классов, приведенной в части 1 настоящей Инструкции, в соответствии с обязанностями, имевшимися на момент перевода. (Частичное дополнение — Федеральный закон от 18.03.2023 г. № 79-ФЗ)
2. соответствие квалификационных классов арбитражных заседателей Федеральному закону Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе арбитражных заседателей в Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом) осуществляется по итогам заседания соответствующего совета по квалификационным классам арбитражных заседателей
3. за арбитрами, ушедшими в отставку на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется бессрочно квалификационная категория, присвоенная им в соответствии с Правилами квалификационной аттестации арбитражных заседателей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года № 1.
31. В случае повторного назначения арбитражного заседателя, вышедшего в отставку на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за ним сохраняются на постоянной основе имеющиеся квалификационные категории, определенные в соответствии с Правилами квалификации арбитражных заседателей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года № 3132-I «О правилах работы арбитражных заседателей в Российской Федерации», в соответствии с обязанностями, выполняемыми им на эту дату вновь назначаются арбитрами в соответствии с исполняемыми обязанностями и в порядке, предусмотренном частями 1 и 2 настоящей пояснительной записки. (Частичное дополнение — Федеральный закон от 18 марта 2023 года № 79-ФЗ)
4. в отношении арбитражного заседателя, вышедшего на пенсию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, размер бессрочного ежемесячного вознаграждения пересчитывается исходя из размера ежемесячного вознаграждения в иностранной валюте, которое арбитражный заседатель получал бы в соответствующей должности. При этом перерасчет выплаты по ранее присвоенной категории права производится в соответствии с процентной таблицей части 1 настоящего примечания, а определение размера дополнительной ежемесячной выплаты за выслугу лет производится в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года.
41. Указанные в части IV настоящего примечания, следующие суммы при перерасчете не могут быть меньше выплат, исчисленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
(1) бессрочные ежемесячные вознаграждения арбитрам, вышедшим в отставку.
2) ежемесячная надбавка к месячному окладу в иностранной валюте арбитражным управляющим, которым повышается оклад в соответствии с примечанием 3 к Федеральному закону от 10 января 1996 года № 3.
3) бессрочное ежемесячное вознаграждение, назначаемое при выходе арбитра на пенсию. Увеличение ежемесячного вознаграждения в иностранной валюте рассчитывается на этой основе.
4) ежемесячные пособия, получаемые нетрудоспособными членами семей умерших арбитров.
(Частичное дополнение — Федеральный закон от 7 февраля 2013 года № 175-ФЗ)
5. включить случай применения абзаца 7 пункта 3 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4994-I «О статусе арбитражных заседателей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу после вступления в силу данного Федерального закона), часть которого касается применения законодательства Российской Федерации.
6. добавив, что до принятия Арбитражной комиссией Российской Федерации Правил о порядке и критериях определения очередности привлечения арбитражных заседателей порядок и условия определения очередности привлечения арбитражных заседателей применяются до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом размер дополнительной ежемесячной выплаты за выслугу лет определяется в соответствии с примечанием 1 к пункту 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 19-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Президент Российской Федерации В. Путин.
Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям
Конституционный суд ответил на вопрос о том, соответствуют ли Конституции общепринятые критерии определения размера пенсии арбитражного заседателя. Дело рассматривалось по запросу Промышленного районного суда Смоленска.
Конституционный суд (КС), руководствуясь ст. 15 и ст. 7. 20 Закона о статусе арбитражных заседателей.
Судьи в отставке получают пенсию на накопительной основе в соответствии с действующим законодательством. После 20 лет работы в качестве арбитра они могут выбрать накопительную пенсию или неограниченную пенсию в размере 80 % от оклада (без налогов). Если к моменту выхода на пенсию арбитр проработал менее 20 лет, размер компенсации будет ниже, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше получит арбитр, вышедший на пенсию.
Геннадий Рязанов работает арбитром с 2004 года. В декабре 2013 года он почувствовал недомогание, заболел и через пять дней обратился в клинику. Спустя полгода его признали непригодным к работе без срока переосвидетельствования. Какая именно «серьезная болезнь» была у судьи, не поясняется.
Осенью 2014 года (через два месяца после признания его инвалидом) квалификационная коллегия судей Смоленской области приостановила его квалификацию по состоянию здоровья. При увольнении он получил только выходное пособие. Его не назначили на должность постоянного судьи, так как у него был всего лишь десятилетний стаж работы в качестве арбитра (требовалось не менее 20 лет). Несмотря на все это, Рязанов получал пенсию по инвалидности в размере 14 475 рублей.
В 2015 году арбитр Рязанов обратился в судебные органы с просьбой предоставить ему ежемесячную выплату в размере оклада судьи. По закону он должен был иметь на это право, если заболевание, из-за которого он стал инвалидом, было связано с исполнением им судейских обязанностей. Однако он не смог доказать этого, и компенсация не была выплачена.
Г-н Рязанов не согласился с этим отказом и подал иск в Смоленский областной суд по промышленным спорам. Он утверждал, что его право на ежемесячные выплаты закреплено в статье 20.3.3 Закона о статусе арбитражного заседателя.
«В случае увечья или иной утраты трудоспособности арбитражного заседателя по состоянию здоровья ему выплачивается ежемесячная компенсационная выплата в размере месячного вознаграждения судьи».
В связи с возникшей путаницей суд постановил приостановить производство по делу. Он установил, что часть 5 ст. Закон «О гарантиях пенсионного обеспечения отдельных граждан», статьи 2, пункт 5. 15 и ст. 7. Статья 20 Закона о статусе третейских судей не соответствует Пояснительной записке к Конституции, поскольку не гарантирует постоянного статуса судьям-инвалидам.
Конституционный суд напомнил, что для арбитров была создана специальная правовая система, гарантирующая им достойное пенсионное обеспечение, соответствующее их высокому статусу. При этом в качестве критериев для приобретения права на бессрочную ежемесячную службу закон предусматривает наличие увольнения и стажа работы в должности арбитра не менее 20 лет, а при недостаточном стаже — достижение определенного возраста. Арбитры, которые не соответствуют требованиям к информации, не могут приобрести права на неопределенное количество месяцев.
При этом суды отмечают, что арбитр, который не может работать, имеет право на корректировку своего графика. Если нетрудоспособность не связана с официальными обязанностями, арбитр может выбрать аннуитет из следующих двух вариантов.
Аннуитет по страхованию на случай нетрудоспособности, который не зависит от времени работы арбитра; 2. Цель аннуитета по страхованию на случай нетрудоспособности — выкупить право арбитра на бессрочное ежемесячное пособие на иждивенца по достижении 55 лет без учета времени работы арбитра.
Таким образом, при первом варианте положение арбитра-пенсионера хуже, чем у застрахованного лица, поскольку размер пенсии арбитра-пенсионера по инвалидности рассчитывается без учета заработной платы, а время, отработанное в качестве арбитра, обычно оценивается так же, как и время, не отработанное по уважительным причинам.
Кроме того, не учитываются специальные пенсионные положения для арбитров, которые не работают по состоянию здоровья, и, по словам Конституционного суда, не существует «надлежащего правового механизма», с помощью которого арбитры могли бы получать пособия на основе заработной платы.
Согласно второму варианту, размер пенсии по инвалидности определяется исключительно на основании стажа работы до назначения арбитром. Это означает, что размер пенсии еще ниже, но арбитр может выбирать между пенсией по инвалидности и бессрочным ежемесячным пособием на иждивенцев по достижении 55 лет.
Однако оба варианта ставят вышедшего на пенсию арбитра в не самую лучшую ситуацию из-за инвалидности. Было установлено, что ежемесячная компенсация, выплачиваемая семье умершего арбитра, превышает сумму, выплачиваемую оставшимся в живых арбитрам, которые вышли на пенсию раньше, чем должны были. Конституционный суд заявил, что «общественная защита должности умершего директора более важна для выжившей семьи, чем общественная защита арбитра, который потерял способность выполнять свои обязанности из-за болезни, не связанной с исполнением служебных обязанностей».
«Законодатели должны оперативно определить обстоятельства и порядок предоставления выходного пособия арбитрам, которые на этапе реализации своего потенциала утрачивают дееспособность по причинам, не связанным с государственной деятельностью».
В результате Конституционный суд признал положение статьи 107(5) Конституции неконституционным. Статья 2 Закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий лиц» и пункт 5 статьи 15 Закона «О правовом положении арбитражных заседателей в Российской Федерации». Статья 15 Закона «О правовом статусе арбитражных заседателей в Российской Федерации». Суд постановил внести в него изменения, предоставив арбитражным заседателям следующую социальную защиту как «лицам с особым конституционно-правовым статусом». Конституционный суд не дал оценки третьему спорному положению (пункт 7 статьи 20 Закона о статусе судей), поскольку оно не относится к данному делу.
В данном случае действующий порядок пенсионных выплат останется в силе до тех пор, пока законодатель не включит его в общепринятые редакционные критерии.
С текстом решения Конституционного суда можно ознакомиться здесь.