Письмо Министерства финансов России от 12.04.2025 № 03-07-08/34068

Вопрос: Физическое лицо планирует ввезти новый электромобиль для личного пользования. Применяется ли ставка НДС 20% на данную операцию, в отличие от ввоза автомобиля с ДВС, когда НДС не взимается? Ожидаются ли изменения в этом вопросе?

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос (далее — Запрос), направленный письмом от 14 марта 2025 года и зарегистрированный в Министерстве финансов России 14.03.2024, и совместно с Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков сообщает следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, ввоз товаров на территорию Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — Таможенный кодекс, Союз) единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категории товаров для личного пользования, их стоимости, веса и (или) количества, а также способа ввоза товаров на территорию Союза, и перечень категорий товаров для личного пользования, по которым подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, устанавливаются Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК).

На основании вышеуказанных полномочий ЕЭК установила, что для легковых автомобилей и других моторных транспортных средств, предназначенных преимущественно для перевозки людей, имеющих исключительно электродвигатели (один или несколько) и классифицируемых по субпозиции 8703 80 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Союза, подлежит уплате совокупный таможенный платеж (пункт 4 Таблицы 2 Приложения № 2 к Решению Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107).

При этом, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса, таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, представляют собой сумму таможенных пошлин и налогов, рассчитанных в отношении товаров для личного пользования по ставкам, предусмотренным статьей 53 Таможенного кодекса.

Сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин и налогов, включая НДС, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения рассчитанных сумм таможенных пошлин и налогов, включая НДС (пункт 16 статьи 266 Таможенного кодекса).

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Вопрос об оценке правомерности классификации декларантом конкретного транспортного средства для личного пользования к вышеуказанной категории товаров относится к компетенции таможенных органов.

Информации о возможных изменениях Решения Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107, касающихся Запроса, в Министерстве финансов России нет.

Калькулятор таможенных платежей для автомобиля онлайн

С 1 октября 2023 года ввоз автомобиля по льготному таможенному тарифу и с уменьшенным утилизационным сбором возможен один раз в год. Такой возможностью могут воспользоваться как физические, так и юридические лица. Однако следует учитывать, что такой автомобиль нельзя продавать в течение года. В противном случае продавец или покупатель будет обязан доплатить разницу до текущего тарифа. При ввозе более одного автомобиля в год будет применяться повышенный тариф.

Пошлины и сборы при таможенной очистке автомобиля в России

Перечень налогов, пошлин и сборов, которые необходимо оплатить при таможенной очистке автомобиля:

  • Утилизационный сбор — выплачивают как физические, так и юридические лица
  • Сбор за таможенное оформление
  • Таможенная пошлина
  • НДС 20% — обязаны платить исключительно юридические лица. НДС = стоимость автомобиля + таможенная пошлина + акциз.
  • Акциз — уплачивают только юридические лица.

Утилизационный сбор

Расчет утилизационного сбора для автомобиля производится по формуле:
УС = БС × К
где

БС – базовая ставка
К – коэффициент.

Базовая ставка определяется типом транспортного средства:

20 000 рублей — легковые автомобили некоммерческого использования, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми сидячих мест (категория М1)

150 000 рублей — транспортные средства, не попадающие под категорию М1 (легковые, грузовики, автобусы, фургоны, малотоннажные самосвалы и др.), включая внедорожники категории G и прицепы к ним

172 500 рублей — самоходные машины и прицепы к ним. Сюда входят коммунальные и сельскохозяйственные машины, трактора, экскаваторы, грейдеры, краны, погрузчики, бульдозеры, комбайны, тяжелые самосвалы, снегоходы, мотовездеходы, снегоболотоходы и др.

Коэффициенты утилизационного сбора для физических лиц:

Объем двигателя электромобили до 1000 см³ 1001 – 2000 см³ 2001 – 3000 см³ 3001 – 3500 см³ свыше 3501 см³
Автомобили младше 3 лет 0.17 0.17 0.17 0.17 48.5 61.67
Автомобили старше 3 лет 0.26 0.26 0.26 0.26 74.25 81.19

Коэффициенты утилизационного сбора для юридических лиц:

Объем двигателя электромобили до 1000 см³ 1001 – 2000 см³ 2001 – 3000 см³ 3001 – 3500 см³ свыше 3500 см³
Автомобили младше 3 лет 0.17 4.06 15.3 42.24 48.5 61.76
Автомобили старше 3 лет 0.26 10.36 26.44 63.95 74.25 81.19

Сбор за таможенное оформление автомобиля

Сумма сбора растет пропорционально стоимости автомобиля

Стоимость автомобиля, руб. Стоимость оформления, руб.
до 200 000 775
до 450 000 1 550
до 1 200 000 3 100
до 2 700 000 8 530
до 4 200 000 12 000
до 5 500 000 15 500
до 7 000 000 20 000
до 8 000 000 23 000
до 9 000 000 25 000
до 10 000 000 27 000
свыше 10 000 000 30 000

Ставки таможенных пошлин на автомобили

Размер пошлин определяется стоимостью автомобиля, его возрастом, типом и объемом двигателя.
Для электромобилей ввозная пошлина составляет 15% от их стоимости

Таможенные пошлины для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет

Стоимость автомобиля до 8500 евро до 16700 евро до 42300 евро до 84500 евро до 169000 евро свыше 169000 евро
Таможенная пошлина 54%, но не менее 2.5 евро/см³ 48%, но не менее 3.5 евро/см³ 48%, но не менее 5.5 евро/см³ 48%, но не менее 7.5 евро/см³ 48%, но не менее 15 евро/см³ 48%, но не менее 20 евро/см³
Советуем прочитать:  Сколько литров воды в одном кубе: переводим в метры

Таможенные пошлины для физических лиц на автомобили возрастом старше 3 лет

до 1000 см3 от 1001 до 1500 см3 от 1501 до 1800 см3 от 1801 до 2300 см3 от 2301 до 3000 см3 свыше 3001 см3
от 3 до 5 лет 1.5 евро/см3 1.7 евро/см3 2.5 евро/см3 2.7 евро/см3 3 евро/см3 3.6 евро/см3
старше 5 лет 3 евро/см3 3.2 евро/см3 3.5 евро/см3 4.8 евро/см3 5 евро/см3 5.7 евро/см3

Таможенные тарифы для юридических лиц на автомобили с бензиновыми двигателями

до 1000 см3 от 1001 до 1500 см3 от 1501 до 1800 см3 от 1801 до 2300 см3 от 2301 до 3000 см3 свыше 3001 см3
до 3 лет 15% 15% 15% 15% 15% 12.5%
от 3 до 5 лет 20%, но не менее 0.36 евро/см3 20%, но не менее 0.4 евро/см3 20%, но не менее 0.36 евро/см3 20%, но не менее 0.44 евро/см3 20%, но не менее 0.44 евро/см3 20%, но не менее 0.8 евро/см3
от 5 до 7 лет 20%, но не менее 0.36 евро/см3 20%, но не менее 0.4 евро/см3 20%, но не менее 0.36 евро/см3 20%, но не менее 0.44 евро/см3 20%, но не менее 0.44 евро/см3 20%, но не менее 0.8 евро/см3
старше 7 лет 1.4 евро/см3 1.5 евро/см3 1.6 евро/см3 2.2 евро/см3 2.2 евро/см3 3.2 евро/см3

Таможенные тарифы для юридических лиц на автомобили с дизельными двигателями

до 1500 см3 от 1501 до 2500 см3 2501 см3 и выше
до 3 лет 15% 15% 15%
от 3 до 5 лет 20%, но не менее 0.32 евро/см3 20%, но не менее 0.4 евро/см3 20%, но не менее 0.8 евро/см3
от 5 до 7 лет 20%, но не менее 0.32 евро/см3 20%, но не менее 0.4 евро/см3 20%, но не менее 0.8 евро/см3
старше 7 лет 1.5 евро/см3 2.2 евро/см3 3.2 евро/см3

Акцизный сбор

Ставка акциза определяется мощностью двигателя.

Мощность двигателя Ставка акциза
до 90 л.с. 0 руб. за 1 л.с.
90.01 – 150 л.с. 55 руб. за 1 л.с.
150.01 – 200 л.с. 531 руб. за 1 л.с.
200.01 – 300 л.с. 869 руб. за 1 л.с.
300.01 – 400 л.с. 1482 руб. за 1 л.с.
400.01 – 500 л.с. 1534 руб. за 1 л.с.
свыше 500.01 л.с. 1584 руб. за 1 л.с.

Доплата 2 млн и более

На практике это выглядит так: если вы ввозите Zeekr 001 средней комплектации ME, стоимость которого в Китае составляет около $44 тысяч (4 млн рублей), то по российским правилам совокупный таможенный платеж составит 2,65 млн рублей, из которых:

  • 904 тысячи — акциз;
  • 603 тысячи — таможенная пошлина;

    При растаможке электромобилей в Киргизии не требуется уплаты НДС, акциза и других сборов, пошлина составляет 15% (в России для электромобилей она также 15%). С учётом маржи, доставки и услуг посредников (всего 1,5–2 млн рублей), в России цена Zeekr 001 начиналась от 5,5–6 млн рублей. Экономия в районе 2 млн рублей достигалась за счёт отсутствия акциза и НДС. Если занижать декларативную стоимость электромобиля, экономия могла быть ещё больше. Теперь вся разница будет добавлена к утилизационному сбору при оплате в России, и цена Zeekr 001 поднимется примерно до 7,5–8 млн рублей минимум.

    Почему разницу взимают утильсбором?

    Автоюрист Лев Воропаев объясняет, что это сделано для упрощения расчетов:

    — Формула касается вычисления утилизационного сбора, учитывая разницу других компонентов совокупного таможенного платежа, — поясняет он. — Правительство упростило процедуру взимания доплат, включив всё в утилизационный сбор, чтобы таможенным и налоговым органам было проще контролировать правильность оплат. С 1 апреля всё, что сэкономили при ввозе через Киргизию или Казахстан, попросят компенсировать за счет увеличенного утилизационного сбора.

    — Имеет ли закон обратную силу? То есть могут ли распространить схему на тех, кто уже поставил машину на учет в России?

    — Постановление правительства не имеет обратной силы и начнет действовать только с 1 апреля. Однако Федеральная таможенная служба уже объявила, что будет работать с автовладельцами, которые не доплатили сборы. Препятствий к этому нет и сейчас. Новое постановление подтверждает намерения, и я думаю, что в течение одного-двух лет мы увидим систематическое взыскание разницы в пошлинах и других сборов через суды.

    Второй пункт постановления правительства обязывает импортера предоставлять декларацию на ввозимый электромобиль или последовательный гибрид (у таких машин колёса приводят только электромоторы). Лев Воропаев разъясняет, зачем это нововведение:

    — Видимо, электромобили часто ввозят через страны с ослабленными таможенными режимами для этих машин, поэтому декларация не всегда оформляется. Сейчас она становится обязательным документом для оплаты утилизационного сбора на электромобили.

    «Полностью уничтожит альтернативу дилерам»

    Руководитель проекта Black Rock Premium Cars & Club Дмитрий Еременко объясняет, как будет действовать новая схема:

    — В момент, когда владелец автомобиля регистрирует его, чтобы перевести ПТС в статус действующего, он должен заплатить примерно 3400 рублей утилизационного сбора, но теперь к этой сумме добавят разницу таможенных пошлин, НДС, акцизов. Для новых бензиновых автомобилей таможенная пошлина в России составляет 48%.

    По оценкам специалиста, стоимость автомобилей, ввезенных параллельным импортом, возрастет на 25–30%.

    — Я грубо прикидывал, что BMW X5 30d Pro будет стоить около 17 млн рублей, тогда как сейчас такие машины продают за 13–14 млн рублей, — поясняет Дмитрий Еременко.

    — А насколько это драматично для рынка «параллельных» машин?

    — Это полностью уничтожит альтернативу официальным дилерам, продающим китайские автомобили, поскольку разница в цене исчезнет. Если говорить о европейском премиум-сегменте, BMW, Porsche и другие, спрос останется, но цена будет выше и аудитория уже. Думаю, что больше премиальных машин будет покупаться через юридических лиц, имеющих возможность оформить сделку через лизинг, поскольку в этом случае можно зачесть НДС, что существенно снижает фактическую стоимость автомобиля. Но ввозить тогда нужно на юрлицо, что сократит число продавцов на рынке.

    Представитель другой компании, занимающейся параллельным импортом, кратко ответил на наш запрос: «Цены сейчас улетят в стратосферу».

    Уходят накопленные сбережения

    Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин выразился о нововведении так: «Киргизской схеме ввоза пришел конец».

    — Национальный автомобильный союз уже давно (примерно полтора года) предупреждает россиян, что правительство РФ недовольно лазейкой, связанной со странами ЕАЭС, которая позволяет обходить российскую таможню и занижать таможенные пошлины на автомобили, и найдет способы вернуть сэкономленные средства, — считает он. — О том, что лазейке придет конец, стало ясно еще в конце прошлого года. Мишустин предложил ЕАЭС до 1 апреля начать передавать все основные данные о растаможке российским таможенникам. Это решение еще не принято, предложение очень не нравится нашим партнерам по ЕАЭС, так как оно перекрывает им значительные финансовые потоки. Сейчас вышло постановление правительства, закрывающее этот канал. Вкратце: всё, что было сэкономлено за счет растаможки в Киргизии, будет начислено в Российской Федерации через утилизационный сбор, а также НДС, акциз и пошлину. Ну и сам утилизационный сбор, конечно.

    Антон Шапарин отмечает, что возможен и вариант с доначислением платежей тем, кто уже использует такие автомобили в России:

    — Есть ощущение, что такой вариант развития событий возможен летом 2025 года, — говорит Шапарин.

    Он подчеркивает, что нововведения приведут к значительному росту цен и сокращению ассортимента:

    — Это приведет к исчезновению ряда экзотических китайских автомобилей из продажи в России: они были привлекательны для ввоза только из-за выгодной цены для потребителя.

    Трудности параллельного импорта

    О планах России пресечь «киргизские схемы» ввоза стало известно после заседания межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате в начале февраля. Россия инициировала разработку единой схемы контроля автомобилей, которые ввозятся через ЕАЭС. Странам-участникам Союза предложили принять меры, чтобы исключить попадание в Россию автомобилей, растаможенных по льготным условиям.

    Кроме того, власти борются с автомобилями, которые проходят «заочную сертификацию» (без предоставления машины в аккредитованную лабораторию). В новых правилах оплаты утилизационного сбора есть ремарка, позволяющая властям взимать с владельцев «параллельных» автомобилей дополнительный утильсбор, если они не поставят их на учет в течение двух лет в одной из стран ЕАЭС, кроме России.

    В августе удар по параллельному импорту нанесли рост утилизационных сборов и надбавка за частный ввоз более одного автомобиля в год.

    Сложнее, дольше и дороже

    Сертификация для получения ОТТС стала гораздо сложнее и дороже, чем ввоз автомобилей по упрощенной процедуре. Требуется ряд обязательных тестов, включая краш-тесты.

    — Это достаточно дорогостоящая и длительная процедура. Кроме того, если раньше при российской сертификации автомобилей признавались европейские протоколы испытаний, то в отношении китайских документов такая схема пока не работает. Соответственно, необходимо провести полный цикл сертификационных испытаний, — рассказал Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ).

    Время обработки и стоимость OTTS зависят от разных факторов и могут существенно различаться.

    — В результате сроки получения ОТТС могут варьироваться от 2,5 до 12 месяцев и стоить от 4 до 15 миллионов рублей. Процесс получения ЗОЭТС проще и быстрее, занимая около 5-15 дней. ЗОЭЦ для партии, например, из 100 однотипных автомобилей будет стоить не более 2,5 млн рублей, — отметила Анна Русанова, руководитель отдела закупок новых автомобилей AGR Automotive Group.

    Однако трудности с получением документа могут быть связаны и с другими специфическими вопросами. Например, в компании «Борисхоф» отметили, что регистрация ОТТС для конкретной модели возможна только с согласия владельцев китайского бренда.

    «Это длительный переговорный процесс, включающий анализ различных рисков, среди которых как вторичные, так и прямые санкции для китайских компаний», — заявил Дмитрий Забель, директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж компании «Борисхоф Россия».

    Положительный эффект и новые риски

    Ужесточение требований к сертификации может привести к увеличению числа «серых» схем и попыток импортеров сэкономить на ввозе автомобилей.

    Автовоз с гибридными кроссоверами BYD Song Plus на таможне в одной из стран СНГ

    Например, для физических лиц упрощенная схема ввоза по-прежнему действует на все автомобили, ввезенные из-за границы. В этом случае выдается «Сертификат безопасности колесного транспортного средства» (WVSC). Однако в Минпромторге подчеркивают, что покупка автомобилей, включая электромобили и гибриды, у официальных дилеров дает покупателю уверенность в дальнейшем гарантийном и сервисном обслуживании, а также наличие необходимых запасных частей и комплектующих для автомобиля.

    Таким образом, введение новых требований к ввозу автомобилей должно сделать авторынок более цивилизованным.

    — В настоящее время ситуация здесь хуже, чем с продажей автомобилей в 90-е годы. Одну и ту же модель импортируют и продают несколько импортеров: русификация, обслуживание и гарантийные обязательства зачастую зависят только от желания дилера. В большинстве случаев нет ни продуманной маркетинговой стратегии, ни поддержки клиентов, ни других привычных рыночных механизмов», — заявил главный редактор российского портала электромобилей EV-Start Руслан Тарасов.

    Некоторые российские компании уже перешли на официальный импорт автомобилей из Китая. Например, компания «МБ РУС» заключила эксклюзивное дистрибьюторское соглашение на поставку гибридных кроссоверов Aito M5 и M7 в Россию.

    — Автомобили будут поставляться напрямую от производителя с регистрацией ОТТС. Новые правила не повлияют на цены предлагаемых нами автомобилей», — сообщили в пресс-службе «МБ РУС».

    Что будет с ценами

    Некоторые эксперты и участники рынка отмечают, что новые правила ввоза китайских гибридов и электромобилей не окажут существенного влияния на ассортимент и цены автомобилей.

    — Возможно, снизится только объем импорта электромобилей и гибридов юридическими лицами. Однако большого влияния на рынок это не окажет, поскольку по итогам 2023 года электромобили и гибриды заняли лишь 3% рынка новых автомобилей, сообщили в пресс-службе Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД).

    «Рынок будет регулировать цены на бренды, ввозимые в РФ без регистрации ОТТС импортерами-физлицами, на основе множества различных факторов, включая возможность сервисного обслуживания и наличие запчастей», — отметил Дмитрий Забель.

    Тем не менее, среди участников рынка существует мнение, что доступность автомобилей снизится, а цены вырастут.

    — Будет невозможно привезти и приобрести популярные китайские электромобили таких марок, как Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus у надежного поставщика-юрлица (с НДС, правильной растаможкой и т. д.) или арендовать их. Соответственно, такие автомобили постепенно исчезают, и можно ожидать, что их стоимость пропорционально возрастет в будущем», — отметил директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх.

    Вам также может понравиться

    • Обзор продаж моделей BYD за пределами Китая в 2023 году по данным BYD и китайской таможни
    • В 2023 году Китай экспортировал 5,22 миллиона автомобилей на сумму 101,6 миллиарда долларов США, заняв первое место в мире.
    • Самые продаваемые автомобильные бренды 2023 года в Китае: BYD обогнал Volkswagen
    • Китайские бренды занимают около 40% продаж новых автомобилей в России

    Хитрым схемам растаможки сказали «нет»: насколько подорожали машины?

    В апреле правительство закрыло лазейку, позволяющую при ввозе автомобилей экономить на растаможке в странах ЕАЭС. Недоплаченные налоги и сборы всё равно будут собраны – при пересечении товаром границы РФ.

    Параллельный импорт – всё?

    Для обычных покупателей это означает повышение цен – в первую очередь на автомобили, ввезенные по альтернативным каналам, которые обычно называют параллельным импортом. В том числе от тех продавцов, которые сразу оформляли автомобиль на конкретного покупателя – физическое лицо. Насколько вырастет цена? Для машин, ранее ввезенных через Киргизию, на 20–25%.

    Уже в первых числах апреля продавцы пересмотрели ценники на самые популярные «параллельные» модели. Volkswagen Bora и Mitsubishi Outlander подорожали на 300 тысяч рублей, Toyota Highlander – на 600 тысяч.

    Превращение ввезенного по «параллельному» импорту Volkswagen Bora в легальный товар, который можно продать в салоне, стоит около 730 тысяч рублей по сегодняшним тарифам.

    Означает ли это конец «параллельного» импорта? Нет. Он никуда не исчезнет, пока приносит прибыль. Но его доля на рынке новых автомобилей наверняка уменьшится – в прошлом году она составляла около 11%, а станет примерно 6–8%. Спрос на автомобили, которые не продаются официально, всё равно останется – и его будут удовлетворять. Только меньше станет покупателей, готовых приобретать редкие автомобили, не считаясь с затратами.

    Многие продавцы заявили, что ограничат поставки автомобилей с моторами объемом свыше 2 литров – с них не получить приемлемую маржу. Но по заказу, конечно, привезут всё, что угодно. И, к слову, многие переходят именно на работу по предзаказам.

    Из чего складывается цена

    Осталось понять, почему все новые ввезенные иномарки такие дорогие. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) дала понять, что проблема не только в утильсборе.

    На примере модели Volkswagen Bora, производимой в Китае, наглядно показали, как её базовая цена в 890 тысяч рублей превращается в розничную около 2,2 млн. Заметим, что Bora активно ввозили именно по «параллельной» схеме.

    Формирование цены для ввезенной из-за границы новой иномарки. Добавляем НДС – 205 тысяч рублей. Таможенное оформление, акциз и пошлина – 143 тысячи. Утильсбор летом прошлого года составлял 190 тысяч, теперь – 306 тысяч. Получение СБКТС и установка ЭРА-ГЛОНАСС – 82 тысячи. Таким образом, официальная легализация стоит уже 736 тысяч рублей, и если делать всё честно, то снизить ничего нельзя.

    Расходы на доставку одного автомобиля из Китая оцениваются в 240 тысяч рублей. Средняя маржа дистрибьютора – 187 тысяч, маржа дилера – 141 тысяча. Уменьшить розничную цену можно только за счёт снижения этих трёх составляющих. Локальные скидки случаются. Но в целом, если планируете покупать новую машину, не откладывайте. Вряд ли она станет дешевле.

    • «За рулем» теперь можно смотреть на RuTube

    ЗА РУЛЕМ ФЕСТ – 23 июня 2025

    • Дрэг-рейсинг
    • Выставка ретроавтомобилей
    • Гоночное такси
    • Полёты на вертолёте
    • Концерт группы «Кирпичи»

    • Дрэг-рейсинг
    • Выставка ретроавтомобилей
    • Гоночное такси
    • Полёты на вертолёте
    • Концерт группы «Кирпичи»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector