Правила обгона являются важным аспектом ПДД. Они определяют условия безопасности манёвра, его допустимость при определённых условиях, а также поведение водителя при выполнении обгона.
Хотя правила обгона самодостаточны, важно отметить, что наказание предусмотрено не за сам обгон, а за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. По сути, обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но не каждый выезд на встречку является обгоном, так как последний подразумевает опережение других транспортных средств по встречной полосе.
Двойной обгон: разрешён ли по закону?
Правила обгона содержат как запреты, так и разрешения для выполнения манёвра. Это означает, что если что-то не запрещено, то оно разрешено. В ПДД 2025 года не содержится запрета на выполнение двойного обгона — опережение сразу нескольких автомобилей.
Основное требование заключается в том, чтобы водитель обеспечил безопасность для себя и других участников движения. Результат проверки безопасности манёвра (был ли он выполнен или нет) имеет ключевое значение: если ДТП не произошло во время двойного обгона, он считается безопасным; если произошло — манёвр опасен, и водитель может быть лишен прав или оштрафован.
По правилам обгона водитель должен убедиться в нескольких ключевых условиях:
- встречная полоса должна быть свободна на достаточном расстоянии;
- впереди не должно быть сплошной линии разметки, знака «Обгон запрещён», пешеходного перехода, ж/д переезда, моста, путепровода, тоннеля или эстакады, а также опасных поворотов;
- никто другой не должен обгонять впереди и сзади;
- впереди не должен быть включён левый поворотник.
Этот список охватывает все запреты на обгон, включая двойной обгон.
Какие наказания предусмотрены за нарушения правил обгона?
Напомним, что наказание не связано напрямую с самим обгоном, будь то двойной обгон или обгон паровозиком. Фактически, при любом обгоне водителю может быть применена часть 4
Сейчас расскажем подробности. В мае прошлого года водитель под именем Маков решил обогнать фургон, который следовал впереди за другим автомобилем. Один автомобиль начал маневр обгона, и Маков, внимательно осматривая дорогу, также решил выполнить обгон по правилам: без пересечения сплошных линий, без создания опасности для встречного движения. Однако сотрудники ГИБДД Ставропольского края решили по-другому и оштрафовали водителя за нарушение правил обгона.
Это достаточно обыденная история. В Правилах ясно запрещено обгонять транспортное средство, начавшее обгон или объезд другого транспортного средства. Но формулировка этого правила не всегда понятна. Как пояснил эксперт из Госавтоинспекции, в Правилах указано, что водителю запрещается начинать обгон в определенных ситуациях.
Например, если транспортное средство, движущееся впереди, уже начало обгон или объезд препятствия, тогда обгонять его нельзя.
Также нельзя обгонять, если автомобиль впереди по той же полосе дал сигнал поворота налево. Таким образом, обгон запрещен, если за ним уже начали обгон. Под «двойным обгоном» понимается момент, когда одно транспортное средство начинает обгонять другое, которое в свою очередь уже совершает обгон.
Эти правила вызывают недопонимание как у водителей, так и у автоинспекторов и судей.
Верховный суд уже неоднократно разъяснял, что действия водителя, нарушающие Правила, подлежат ответственности по закону. Запрещено обгонять транспортное средство, которое уже совершает обгон или объезд, или транспортное средство с включенным левым поворотником. В этом случае имеется в виду только одно транспортное средство, которое совершает обгон или объезд в данный момент. Его и нельзя обгонять.
Таким образом, обгон медленного транспортного средства можно осуществлять, следуя за другим автомобилем, который движется впереди.
Это приемлемо и не противоречит правилам дорожного движения. Однако выезд на встречную полосу всегда опасен, и количество происшествий в таких случаях последнее время только возрастает, в том числе и число погибших людей.
По данным Госавтоинспекции, около 80% столкновений на встречных полосах происходят именно там, где обгон не разрешен. Это связано с плохой оценкой водителями своей скорости и расстояния до встречных машин.
Важно отметить, что это не первый раз, когда Верховный суд рассматривает такие вопросы. В текущем случае автомобилисту пришлось подождать лишь год, а в предыдущем — два года.
Напомним, что при нарушении правил обгонной полосы согласно Правилам дорожного движения грозит часть 4 статьи 12.15 КоАП. Это влечет за собой штраф в размере пяти тысяч рублей при первом нарушении либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
Теперь остается лишь дождаться, когда сотрудники ГИБДД и суды примут новое понимание Правил дорожного движения, учитывая мнение Верховного суда.
Верховный суд упразднил лишение «прав» и штраф за «обгон паровозиком»
Пункт 11.2 ПДД, касающийся условий запрета обгонов, вызывал много споров среди водителей из-за неоднозначности формулировок. Верховный Суд РФ устранил одну из таких неясностей.
Пункт 11.2 Правил дорожного движения гласит: «водителю запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия…». Это положение теперь однозначно трактуется большинством инспекторов ГИБДД и судей, что запрещает маневр обгон паровозиком, когда несколько машин подряд обгоняют друг друга.
Такое толкование ПДД предотвращает наказания и штрафы, которые ранее несли на себе множество автомобилистов, включая Андрея Попова, чей случай рассматривался в суде в ноябре 2022 года.
Что такое обгон паровозиком
Мы уже не раз рассказывали об аналогичных случаях. В одном из видео видно, как водитель выезжает на обгон, когда впереди начинается обгон другой машины. Инспекторы ДПС выявили нарушение пункта 11.2 ПДД и наложили наказание согласно части 4 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей штраф или лишение прав.
Пункт 11.2 ПДД также запрещает обгонять автомобиль, который подал сигнал поворота налево, и требует убедиться, что после обгона можно безопасно вернуться на свою полосу. Однак
По мнению автоюриста Льва Воропаева, судебная практика в области двойного обгона в России неоднократно менялась. До 2018 года Верховный суд трактовал подобные маневры как нарушение Правил дорожного движения, даже если они происходили в разрешенных местах.
— Однако в 2019 году ситуация изменилась, и такие обгоны были признаны допустимыми. В мае 2023 года запрет был вновь введен, но уже в июне того же года Верховный суд изменил свою позицию снова. Окончательное разрешение на такие маневры было вынесено в ноябре 2023 года, — объясняет специалист. — Это решение было отмечено Верховным судом, что означает, что оно не будет изменяться в ближайшем будущем. Сейчас это стало законом для всех нижестоящих судов, включая Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, что придало ясность в вопросе и дало возможность обжаловать решения по поводу двойного обгона в вышестоящих судах.
В то же время Лев Воропаев отмечает, что любой маневр подобного рода может быть опасным, поскольку при обгоне впритык ограничена видимость встречной полосы. Кроме того, в таких ситуациях водители становятся зависимы от маневров автомобиля впереди: например, его резкое торможение может привести к серьезной аварии.
Текущее положение Верховного суда
Сформировалась практика отмены решений нижестоящих судов. В одном из случаев мировой судья из Миасса лишил водителя BMW X3 прав на четыре месяца за обгон впритык за другим обгоняющим автомобилем. Решение было подтверждено Седьмым кассационным судом общей юрисдикции, но в сентябре 2023 года Верховный суд не поддержал такое толкование.
— Запрещается обгонять именно транспортное средство, которое выполняет маневр обгона или объезда и включило левый поворотный сигнал. Это ограничение касается только транспортного средства, которое в данный момент совершает маневр, — говорится в решении Верховного суда.
В решении имеется ссылка на постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20. Таким образом, теперь формально разрешены двойные обгоны, однако следует помнить о высоком риске подобных маневров. В любом случае, рекомендуется поддерживать
Что гласят правила обгона в 2025 году?
Правила обгона являются важным аспектом ПДД. Они определяют условия безопасности манёвра, его допустимость при определённых условиях, а также поведение водителя при выполнении обгона.
Хотя правила обгона самодостаточны, важно отметить, что наказание предусмотрено не за сам обгон, а за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. По сути, обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но не каждый выезд на встречку является обгоном, так как последний подразумевает опережение других транспортных средств по встречной полосе.
Двойной обгон: разрешён ли по закону?
Правила обгона содержат как запреты, так и разрешения для выполнения манёвра. Это означает, что если что-то не запрещено, то оно разрешено. В ПДД 2025 года не содержится запрета на выполнение двойного обгона — опережение сразу нескольких автомобилей.
Основное требование заключается в том, чтобы водитель обеспечил безопасность для себя и других участников движения. Результат проверки безопасности манёвра (был ли он выполнен или нет) имеет ключевое значение: если ДТП не произошло во время двойного обгона, он считается безопасным; если произошло — манёвр опасен, и водитель может быть лишен прав или оштрафован.
По правилам обгона водитель должен убедиться в нескольких ключевых условиях:
- встречная полоса должна быть свободна на достаточном расстоянии;
- впереди не должно быть сплошной линии разметки, знака «Обгон запрещён», пешеходного перехода, ж/д переезда, моста, путепровода, тоннеля или эстакады, а также опасных поворотов;
- никто другой не должен обгонять впереди и сзади;
- впереди не должен быть включён левый поворотник.
Этот список охватывает все запреты на обгон, включая двойной обгон.
Какие наказания предусмотрены за нарушения правил обгона?
Напомним, что наказание не связано напрямую с самим обгоном, будь то двойной обгон или обгон паровозиком. Фактически, при любом обгоне водителю может быть применена часть 4
Сейчас расскажем подробности. В мае прошлого года водитель под именем Маков решил обогнать фургон, который следовал впереди за другим автомобилем. Один автомобиль начал маневр обгона, и Маков, внимательно осматривая дорогу, также решил выполнить обгон по правилам: без пересечения сплошных линий, без создания опасности для встречного движения. Однако сотрудники ГИБДД Ставропольского края решили по-другому и оштрафовали водителя за нарушение правил обгона.
Это достаточно обыденная история. В Правилах ясно запрещено обгонять транспортное средство, начавшее обгон или объезд другого транспортного средства. Но формулировка этого правила не всегда понятна. Как пояснил эксперт из Госавтоинспекции, в Правилах указано, что водителю запрещается начинать обгон в определенных ситуациях.
Например, если транспортное средство, движущееся впереди, уже начало обгон или объезд препятствия, тогда обгонять его нельзя.
Также нельзя обгонять, если автомобиль впереди по той же полосе дал сигнал поворота налево. Таким образом, обгон запрещен, если за ним уже начали обгон. Под «двойным обгоном» понимается момент, когда одно транспортное средство начинает обгонять другое, которое в свою очередь уже совершает обгон.
Эти правила вызывают недопонимание как у водителей, так и у автоинспекторов и судей.
Верховный суд уже неоднократно разъяснял, что действия водителя, нарушающие Правила, подлежат ответственности по закону. Запрещено обгонять транспортное средство, которое уже совершает обгон или объезд, или транспортное средство с включенным левым поворотником. В этом случае имеется в виду только одно транспортное средство, которое совершает обгон или объезд в данный момент. Его и нельзя обгонять.
Таким образом, обгон медленного транспортного средства можно осуществлять, следуя за другим автомобилем, который движется впереди.
Это приемлемо и не противоречит правилам дорожного движения. Однако выезд на встречную полосу всегда опасен, и количество происшествий в таких случаях последнее время только возрастает, в том числе и число погибших людей.
По данным Госавтоинспекции, около 80% столкновений на встречных полосах происходят именно там, где обгон не разрешен. Это связано с плохой оценкой водителями своей скорости и расстояния до встречных машин.
Важно отметить, что это не первый раз, когда Верховный суд рассматривает такие вопросы. В текущем случае автомобилисту пришлось подождать лишь год, а в предыдущем — два года.
Напомним, что при нарушении правил обгонной полосы согласно Правилам дорожного движения грозит часть 4 статьи 12.15 КоАП. Это влечет за собой штраф в размере пяти тысяч рублей при первом нарушении либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
Теперь остается лишь дождаться, когда сотрудники ГИБДД и суды примут новое понимание Правил дорожного движения, учитывая мнение Верховного суда.
Верховный суд упразднил лишение «прав» и штраф за «обгон паровозиком»
Пункт 11.2 ПДД, касающийся условий запрета обгонов, вызывал много споров среди водителей из-за неоднозначности формулировок. Верховный Суд РФ устранил одну из таких неясностей.
Пункт 11.2 Правил дорожного движения гласит: «водителю запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия…». Это положение теперь однозначно трактуется большинством инспекторов ГИБДД и судей, что запрещает маневр обгон паровозиком, когда несколько машин подряд обгоняют друг друга.
Такое толкование ПДД предотвращает наказания и штрафы, которые ранее несли на себе множество автомобилистов, включая Андрея Попова, чей случай рассматривался в суде в ноябре 2022 года.
Что такое обгон паровозиком
Мы уже не раз рассказывали об аналогичных случаях. В одном из видео видно, как водитель выезжает на обгон, когда впереди начинается обгон другой машины. Инспекторы ДПС выявили нарушение пункта 11.2 ПДД и наложили наказание согласно части 4 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей штраф или лишение прав.
Пункт 11.2 ПДД также запрещает обгонять автомобиль, который подал сигнал поворота налево, и требует убедиться, что после обгона можно безопасно вернуться на свою полосу. Однак
По мнению автоюриста Льва Воропаева, судебная практика в области двойного обгона в России неоднократно менялась. До 2018 года Верховный суд трактовал подобные маневры как нарушение Правил дорожного движения, даже если они происходили в разрешенных местах.
— Однако в 2019 году ситуация изменилась, и такие обгоны были признаны допустимыми. В мае 2023 года запрет был вновь введен, но уже в июне того же года Верховный суд изменил свою позицию снова. Окончательное разрешение на такие маневры было вынесено в ноябре 2023 года, — объясняет специалист. — Это решение было отмечено Верховным судом, что означает, что оно не будет изменяться в ближайшем будущем. Сейчас это стало законом для всех нижестоящих судов, включая Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, что придало ясность в вопросе и дало возможность обжаловать решения по поводу двойного обгона в вышестоящих судах.
В то же время Лев Воропаев отмечает, что любой маневр подобного рода может быть опасным, поскольку при обгоне впритык ограничена видимость встречной полосы. Кроме того, в таких ситуациях водители становятся зависимы от маневров автомобиля впереди: например, его резкое торможение может привести к серьезной аварии.
Текущее положение Верховного суда
Сформировалась практика отмены решений нижестоящих судов. В одном из случаев мировой судья из Миасса лишил водителя BMW X3 прав на четыре месяца за обгон впритык за другим обгоняющим автомобилем. Решение было подтверждено Седьмым кассационным судом общей юрисдикции, но в сентябре 2023 года Верховный суд не поддержал такое толкование.
— Запрещается обгонять именно транспортное средство, которое выполняет маневр обгона или объезда и включило левый поворотный сигнал. Это ограничение касается только транспортного средства, которое в данный момент совершает маневр, — говорится в решении Верховного суда.