Число покупателей автомобилей с электромоторами резко возросло: только чистых «электричек» в прошлом году продали более 14 тысяч, к ним добавились гибриды разных форматов. Уже не первый год идет спор о том, какую именно мощность брать за базу при вычислении акцизов, транспортного налога, ОСАГО и прочих сборов. Одно время практику смягчили, но еще в конце 2022 года усилились жалобы на обратное закручивание гаек. Наш читатель и владелец гибрида рассказал, что регионы один за другим перенимают невыгодный автомобилистам способ вычисления мощности. Мы углубились в вопрос, и оказалось, что нормативы действительно изменили так, что владельцы некоторых машин на электротяге пострадали. Хотя и не все: например, для чистых электромобилей схему наоборот сделали более привлекательной.
Три вида «электричек»
Способ определения мощности зависит от типа автомобиля с электродвигателем. Существует три разновидности.
- Чистые электромобили работают только на электромоторах от одного до четырех, с возможной мощностью, порой превышающей обычные автомобили. К этой категории относятся Tesla, Zeekr 001, Volkswagen ID.4, многие модели Evolute и «Москвич-3е».
- Гибриды «параллельного» типа имеют как ДВС, так и электромоторы, привод колес может осуществляться от любого из них. Наиболее известный пример — Toyota Prius, распространенный в Японии. Другие модели — Honda Stepwgn Spada V, Honda Vezel, Toyota RAV4 PHV.
- Гибриды «последовательного» типа становятся все популярнее. Это электромобили, где колеса крутятся только электромоторами, а ДВС используется лишь для зарядки батареи и увеличения запаса хода. Такие модели, например, Voyah, Lixiang L7, Aito и M-Hero I.
Принцип 30-минутной мощности
У электромоторов, в от
Перестановка слагаемых
Правила изменялись неоднократно, но в последний год финансовые органы руководствуются письмом Минфина от 2 февраля 2025 года № 03-05-04-04/8694. Оно стало основой для регулирования налогообложения гибридных автомобилей, хотя попытки его оспорить в Верховном суде оказались безуспешными.
В соответствии с этим документом, для параллельных гибридов, где двигатель внутреннего сгорания (ДВС) передает мощность колесам через трансмиссию, необходимо суммировать мощность бензинового двигателя и 30-минутную мощность электромотора или моторов.
Для последовательных гибридов, где движение обеспечивается исключительно электромоторами, мощность ДВС не учитывается. Этот подход отражен в разъяснениях налоговых органов и в ответах Минфина на запросы МВД.
Как это работает на практике?
Теория важна, но на практике владельцам необходимо тщательно контролировать каждый этап: от регистрации в СБКТС до учета в ГИБДД и покупки ОСАГО. Электромобили проще в этом плане, особенно в регионах, где отменен транспортный налог. В случае с гибридами возникают значительные сложности.
Например, в официальном разъяснении ГИБДД приведены примеры расчета мощности для параллельных гибридов, импортированных из Японии. Для Toyota Aqua Hybrid указана общая мощность в 135 л. с., что является суммой мощности ДВС (74 л. с.) и пиковой мощности электромотора (61 л. с.). При этом 30-минутная мощность электромотора составляет 13,6 л. с., что общая мощность должна быть значительно ниже — всего 87,6 л. с.
Популярные в России последовательные гибриды Voyah Free представлены двумя версиями: обе имеют 1,5-литровый бензиновый мотор мощностью 108 л. с., который работает только на 80-сильный генератор и не приводит колеса. Два электромотора варьируются от 360 кВт (490 л. с.) до 510 кВт (694 л. с.). У владельцев могут быть разные значения суммарной мощности в ЭПТС: 80 кВт, 110 кВт, 150 кВт, 200 кВт. Логика каждого расчета требует детального объяснения. Например, для младшей версии с двумя электромоторами пиковой мощности 160 и 200 кВт и 30-минутными мощностями 65 и 80 кВт соответственно, итоговая мощность составляет 145 кВт (197 л. с.), не учитывая ДВС.
Есть и положительные моменты: некоторым владельцам Lixiang L7 удается зарегистрировать гибрид, игнорируя 154-сильный ДВС, исключительно на основе 30-минутных мощностей двух электромоторов (70 + 65 кВт = 135 кВт или 184 л. с.). Это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку.
Налоги и гибриды: разбираемся в важных моментах перед покупкой электромобиля или гибрида
Рост продаж электромобилей впечатляет: только в прошлом году было продано более 14 тысяч чистых электромобилей, к которым добавились различные гибриды (подробнее о них ниже). Споры по поводу базы для расчета акцизов, транспортного налога, ОСАГО и других сборов не прекращаются уже много лет. Некоторое время нормы были смягчены, но в конце 2022 года начались жалобы на ужесточение правил. Один из бизнесменов, Алексей, владелец гибрида, обратился в редакцию 74.RU и поделился, что многие регионы начали использовать менее выгодные для автовладельцев способы расчета мощности. После более детального расследования стало ясно, что нормативы реально изменились, что повлияло на владельцев электромобилей. Но не все пострадали: например, для чистых электромобилей ситуация, наоборот, стала более выгодной.
Три типа электромобилей
Способ расчета мощности зависит от типа электромобиля. Существует три разновидности.
- Чистые электромобили работают только на электромоторах, их может быть от одного до четырех, и они могут иметь значительную мощность (для обычных автомобилей). К этой категории относятся Tesla, Zeekr 001, Volkswagen ID.4, многие модели Evolute, а также «Москвич-3е».
- Параллельные гибриды оснащены и ДВС, и электромотором (или моторами), привод может осуществляться от любого из них. Самым известным примером такого гибрида является Toyota Prius, и такая схема распространена, в основном, в Японии. Другие примеры — Honda Stepwgn Spada V, Honda Vezel, Toyota RAV4 PHV.
- Последовательные гибриды, набирающие популярность, представляют собой электромобили, чьи колеса приводятся только электромоторами, а ДВС используется исключительно для генерации электроэнергии и увеличения дальности хода на зарядке. Эти гибриды, также известные как plug-in гибриды или PHEV, включают множество моделей Voyah, неожиданно популярные в России Lixiang L7, Aito и новый M-Hero I.
Принцип 30-минутной мощности
Для электромоторов, в отличие от ДВС, существует два вида мощности: максимальная и 30-минутная. Первая используется в рекламе и тест-драйвах, но большинство электромобилей не могут поддерживать ее долго (возникают перегревы моторов или батарей). Поэтому для сертификации принята 30-минутная мощность, которую электромобиль способен поддерживать не менее полутора часов. Например, для двухмоторных Zeekr 001 пиковая и 30-минутная мощности составляют 544 л. с. и 218 л. с. соответственно, для Volkswagen ID.4 — 204 л. с. и 95 л. с., для «Москвич-3е» — 193 л
Изменения в правилах были неоднократными, но в последний год финансовые институты опираются на директиву Минфина от 2 февраля 2025 года N 03–05–04–04/8694. Этот документ уже подвергался судебному оспариванию в Верховном суде, однако безрезультатно. В соответствии с указаниями этого документа, для параллельных гибридов, где ДВС передает мощность колесам через трансмиссию, требуется суммировать мощность бензинового двигателя и пиковую мощность электромотора (электромоторов) в течение 30 минут.
Для последовательных гибридов, где колеса вращаются только благодаря электромоторам, мощность ДВС не учитывается. Такое положение вещей, например, прописано в разъяснении налоговиков и в ответе Минфина на запрос МВД.
Но что на практике?
Тем не менее, всё это скорее теория, ведь на практике владельцам необходимо тщательно контролировать каждый этап: при регистрации в СБКТС, при постановке на учет в ГБИДД, при оформлении ОСАГО. С электромобилями чистой энергии проще, особенно учитывая освобождение от транспортного налога в некоторых регионах. Но с гибридами часто возникают сложности.
Например, в официальном разъяснении ГИБДД приводятся примеры расчетов мощности для параллельных гибридов, привезенных из Японии. Для Toyota Aqua Hybrid указывается мощность в 135 л. с., что представляет собой сумму мощности ДВС (74 л. с.) и пиковой мощности электромотора (61 л. с.). При этом пиковая мощность электромотора в течение 30 минут составляет 13,6 л. с., что делает общую мощность значительно меньше — всего 87,6 л. с.
Популярные в России последовательные гибриды Voyah Free представлены двумя версиями: в обеих используется 1,5-литровый бензиновый двигатель мощностью 108 л. с., который работает только на 80-сильный генератор и не связан с колесами напрямую. В зависимости от версии имеются два электромотора с общей мощностью 360 кВт (490 л. с.) или 510 кВт (694 л. с.). Владельцы обнаруживают различные значения суммарных мощностей в ЭПТС: 80 кВт, 110 кВт, 150 кВт, 200 кВт. Объяснить логику каждого расчета сложно. Наименьшая версия, например, предполагает два электромотора с пиковой мощностью 160 и 200 кВт, что в 30-минутном режиме дает 65 и 80 кВт соответственно. Поскольку ДВС не участвует в приводе колес, итоговая мощность составляет 145 кВт (197 л. с.).
Однако есть и положительные примеры: некоторым владельцам Lixiang L7 удалось зарегистрировать гибрид, не учитывая 154-сильный ДВС, только с использованием пиковых мощностей двух электромоторов (70 + 65 кВт = 135 кВт или 184 л. с.). В результате сложения, мощность составляет 449 л. с., а если учесть мощность бензинового мотора, то и до 603 л. с. В общем, потенциальные владельцы гибридов, особенно последовательных схем, должны учитывать этот факт заранее.
Экономия за счет пиковых мощностей удалась, например, владелице Volkswagen ID.4, которая вполне довольна минимальными затратами на эксплуатацию автомобиля. В Челябинске появляется все больше быстрых зарядных станций, но не все из них способны обеспечить макс
В последнее время наблюдается резкий рост числа покупателей электромобилей. Только в прошлом году было продано более 14 тысяч чистых электромобилей, к которым добавились гибридные модели разного формата. Вопрос о том, какую именно мощность использовать при расчетах акцизов, транспортного налога, ОСАГО и других сборов, обсуждается уже долгое время. На протяжении последних лет правила то ужесточались, то смягчались, однако в конце 2022 года наметилась тенденция к ужесточению требований. Наш читатель, владелец гибридного автомобиля, поделился опытом, сообщив, что регионы начали внедрять менее выгодные для автовладельцев методы расчета мощности. Мы изучили этот вопрос и выяснили, что нормативы реально изменились, что привело к негативным последствиям для некоторых владельцев электромобилей, хотя не для всех: например, для чистых электромобилей схему, наоборот, сделали более привлекательной.
Три категории электромобилей
Способ расчета мощности зависит от типа электромобиля. Существует три основных категории.
- Чистые электромобили имеют только электромоторы, количество которых может варьироваться от одного до четырех. Их мощность может быть значительной по сравнению с обычными автомобилями. Примеры таких моделей: Tesla, Zeekr 001, Volkswagen ID.4, большая часть Evolute и «Москвич-3е».
- Параллельные гибриды сочетают в себе ДВС и электромоторы, при этом колеса могут приводиться как от одного, так и от другого. Примеры: Toyota Prius, Honda Stepwgn Spada V, Honda Vezel, Toyota RAV4 PHV.
- Последовательные гибриды, набирающие популярность, это электромобили с электроприводом колес, а ДВС используется исключительно для генерации электроэнергии. Такие модели обычно имеют большие батареи и могут заряжаться от сети. Примеры: Voyah, Lixiang L7, Aito и M-Hero I.
Принцип 30-минутной мощности
У электромоторов, в отличие от ДВС, есть два типа мощности: максимальная и мощность, которую они могут выдерживать в течение 30 минут. Большинство электромобилей не способны длительное время работать на максимальной мощности из-за возможного перегрева электромоторов или аккумуляторов. Поэтому для сертификационных целей используется 30-минутная мощность. Например, для двухмоторных Zeekr 001 пиковая мощность составляет 544 л.с., а 30-минутная — 218 л.с.; для Volkswagen ID.4 — 204 л.с. и 95 л.с.; для «Москвич-3е» — 193 л.с. и 68 л.с.
В России для расчетов берется в расчет 30-минутная мощность электромотора. Это решение было принято коллегией Евразийской экономической комиссии еще в 2015 году и поддерживается российскими фискальными органами, как указано в письмах Минфина от 29 января 2021 года № 03-13-12/5697 и 6 февраля 2025 года № 03-05-04-04/9167. Хотя есть случаи, когда отдельные органы, например, страховые компании, пы
Для гибридов, где колеса вращаются только за счет электромоторов, мощность ДВС не учитывается, как было объяснено налоговиками и Минфином.
Как обстоят дела на практике?
Все это теория, но на практике владельцам приходится контролировать каждый этап: от получения СБКТС до регистрации в ГИБДД и покупки ОСАГО. Чистым электромобилям проще, особенно в регионах с нулевым транспортным налогом. В случае с гибридами возникают сложности.
Например, ГИБДД приводит примеры расчета мощности для параллельных гибридов из Японии. Для Toyota Aqua Hybrid указывается суммарная мощность в 135 л. с., что является суммой мощности ДВС (74 л. с.) и пиковой мощности электромотора (61 л. с.). При этом 30-минутная мощность электромотора составляет 13,6 л. с., что дает суммарную мощность 87,6 л. с.
Популярные в России последовательные гибриды Voyah Free имеют разные версии: общая мощность электромоторов может быть 360 кВт (490 л. с.) или 510 кВт (694 л. с.). Владельцы часто указывают различные суммарные мощности в ЭПТС: 80 кВт, 110 кВт, 150 кВт, 200 кВт. Логика таких расчетов не всегда ясна.
Например, для младшей версии Voyah Free с двумя электромоторами пиковой мощностью 160 и 200 кВт, суммарная мощность составляет 145 кВт (197 л. с.), так как ДВС не приводит колеса в движение.
Есть и положительные примеры: некоторым владельцам Lixiang L7 удалось зарегистрировать гибрид без учета 154-сильного ДВС, используя только 30-минутные мощности двух электромоторов (70 + 65 кВт = 135 кВт или 184 л. с.).
Типы «электричек»
Число покупателей автомобилей с электромоторами растет, включая чистые «электрички» и гибриды. Споры о методах вычисления мощности для расчета налогов продолжаются, но нормативы могут отличаться в зависимости от типа машины.
- Чистые электромобили — это автомобили, которые используют только электромоторы, их может быть от одного до четырех, с возможной мощностью на уровне спортивных моделей. В эту категорию входят все модели Tesla, Zeekr 001, Volkswagen ID.4, многие модели Evolute и «Москвич-3е».
- Гибриды «параллельного» типа оснащены как ДВС, так и электромоторами, причем колеса могут приводиться как от одного, так и от другого. Самым известным представителем является Toyota Prius, часто встречающийся в Японии, а также Honda Stepwgn Spada V, Honda Vezel, Toyota RAV4 PHV.
- Последовательные гибриды — это автомобили, где электромоторы обеспечивают вращение колес, а ДВС используется только для генерации электроэнергии, что позволяет увеличить дальность на одном заряде. Эти гибриды, включая многие модели Voyah, популярны в России, такие как Lixiang L7, Aito и M-Hero I.
Принцип 30-минутной мощности
У тяговых электромоторов, в отличие от ДВС, есть две разные мощности: максимальная и 30-минутная. Первая обычно указывается в рекламе и тест-драйвах, но на практике большинство электромобилей не могут поддерживать её на протяжении длительного времени из-за риска перегрева электромоторов или батарей. Вместо этого для сертификационных целей определяется 30-минутная мощность — то значение, которое электромобиль может удерживать более полутора десятков минут. Эта цифра важна, например, для Zeekr 001 с двумя электромоторами, где пиковая и 30-минутная мощности составляют 544 л. с. и 218 л. с., соответственно, для Volkswagen ID.4 — 204 л. с. и 95 л. с., а для «Москвич-3е» — 193 л. с. и 68 л. с.
В России для определения базовой мощности электромотора используется именно 30-минутная мощность. Такое решение было утверждено еще в 2015 году Евразийской экономической комиссией и регулируется российскими фискальными органами, включая Минфин. Например, такие письма, как № 03-13-12/5697 от 29 января 2021 года и № 03-05-04-04/9167 от 6 февраля 2025 года, указывают на использование 30-минутной мощности в официальных документах, несмотря на жалобы владельцев электромобилей на попытки страховых компаний и других органов использовать полную мощность.
Перестановка слагаемых
Правила учета мощности неоднократно менялись, но последние рекомендации финансовых органов, ориентирующиеся на письмо Минфина от 2 февраля 2025 года № 03-05-04-04/8694, были неоднократно проверены в суде. Согласно этим рекомендациям, для параллельных гибридов, где ДВС и электромоторы приводят колеса через трансмиссию, мощности ДВС и 30-минутной электромощности мотора (моторов) следует суммировать.
В случае последовательных гибридов, где колеса вращаются только за счет электромоторов, мощность ДВС не учитывается. Такой подход, например, отражен в разъяснении налоговых органов и ответе Минфина на запросы МВД.
А как на деле?
Несмотря на теоретические нормативы, владельцам необходимо аккуратно следить за процессом на каждом этапе: при регистрации в ГИБДД, при оформлении полиса ОСАГО и в других случаях. Чистые электромобили часто имеют преимущества, включая налоговые льготы в ряде регионов, в то время как гибриды могут вызывать некоторые сложности.
Приведем примеры расчета мощности для параллельных гибридов, импортированных из Японии, на основании официальных разъяснений ГИБДД. Например, Toyota Aqua Hybrid обладает мощностью 135 л. с., что равно сумме мощности ДВС (74 л. с.) и пиковой мощности электромотора (61 л. с.). 30-минутная мощность электромотора составляет 13,6 л. с., итоговая мощность составляет 87,6 л. с.
Популярные в России последовательные гибриды Voyah Free имеют две версии: в обоих используется 1,5-литровый бензиновый мотор мощностью 108 л. с., работающий исключительно на 80-сильный генератор, который не приводит колеса. Два электромотора, в зависимости от версии, имеют суммарную мощность 360 кВт (490 л. с.) или 510 кВт (694 л. с.). Владельцы сталкиваются с различными значениями суммарной мощности в ЭПТС: 80 кВт, 110 кВт, 150 кВт, 200 кВт. Объяснение каждого расчета представляется сложным. Для более младшей версии мощность составляет 145 кВт (197 л. с.), так как два электромотора имеют пиковую мощность 160 и 200 кВт, соответственно, и 30-минутная мощность 65 и 80 кВт.
Но есть и примеры, когда владельцам Lixiang L7 удается регистрировать гибрид, не учитывая 154-сильного ДВС, используя только 30-минутные мощности двух электромоторов (70 + 65 кВт = 135 кВт или 184 л. с.). Сложение показывает 449 л. с., а если добавить мощность бензинового мотора, получим 603 л. с. Для потенциальных владельцев гибридов, особенно последовательных, это важно учитывать заранее.
Владелице Volkswagen ID.4 удалось сэкономить за счет 30-минутной мощности, что привело к минимальным расходам на автомобиль. Ранее мы изучали, почему данный электрокар не заряжается на ЭЗС с полной мощностью. Владелец Zeekr 001 поделился опытом поездки в Грузию.
Зарядили на деньги. Разбираемся в транспортных налогах для покупателей электромобилей и гибридов
В последнее время значительно возросло число покупателей автомобилей с электромоторами: только чистых электромобилей было продано более 14 тысяч в прошлом году, а также различные гибриды. Возникает спор о
Принцип 30-минутной мощности
У тяговых электромоторов, в отличие от ДВС, есть два типа мощности: максимальная и мощность на 30 минут. Первая цифра часто используется в рекламе и тестах, однако многие электромобили не могут поддерживать её длительное время (из-за перегрева моторов или аккумуляторов). Поэтому для сертификации используется мощность на 30 минут — это то, что автомобиль может выдерживать полчаса и дольше. Разница между этими цифрами огромна: например, для Zeekr 001 пиковая мощность составляет 544 л.с., а мощность на 30 минут — 218 л.с.; для Volkswagen ID.4 — 204 л.с. и 95 л.с., для «Москвич-3е» — 193 л.с. и 68 л.с.
В России для определения базовой мощности электромотора используется меньшая из этих цифр — мощность на 30 минут. Этот подход был закреплен коллегией Евразийской экономической комиссии ещё в 2015 году и на него ссылаются российские финансовые органы. Например, в письмах Минфина от 29 января 2021 года № 03-13-12/5697 и 6 февраля 2025 года № 03-05-04-04/9167 утверждается, что мощность на 30 минут является базовой. Несмотря на то что этот принцип не всегда соблюдается, в официальных документах предписывается брать меньшее значение для расчетов.
Принцип 30-минутной мощности применяется и к электромоторам гибридных автомобилей, но здесь возникает другой вопрос: как суммировать мощность ДВС и электродвигателей?
Перестановка слагаемых
Правила изменялись неоднократно, но сейчас финансовые органы ориентируются на письмо Минфина от 2 февраля 2025 года № 03-05-04-04/8694, которое неоднократно оспаривалось в Верховном суде, однако безуспешно. Согласно ему, для параллельных гибридов, где ДВС передает мощность через трансмиссию, следует суммировать мощность бензинового двигателя и мощность на 30 минут электродвигателя (или электродвигателей).
Для последовательных гибридов, где колеса вращаются только благодаря электромоторам, мощность ДВС не учитывается. Такой подход отражен в разъяснениях налоговиков и ответах Минфина на запросы МВД.
А что на самом деле происходит?
Это все теория, но на практике владельцам необходимо контролировать каждый этап: от оформления СБКТС до постановки на учет в ГИБДД и покупки ОСАГО. С чистыми электромобилями проще, особенно в регионах с нулевым налогом
В России пользуются спросом гибриды Voyah Free, которые представлены двумя моделями. Оба варианта оснащены 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 108 л. с., который работает исключительно на 80-сильный генератор и не привязан к колесам. Зависимо от версии, эти гибриды имеют два электромотора с общей мощностью 360 кВт (490 л. с.) или 510 кВт (694 л. с.). Владельцы сталкиваются с разнообразием суммарных мощностей в ЭПТС: 80 кВт, 110 кВт, 150 кВт, 200 кВт, что затрудняет объяснение логики каждого расчета. По идее, для менее мощной версии гибрида этот параметр составляет 145 кВт (197 л. с.), учитывая два электромотора с пиковой мощностью 160 и 200 кВт, которые могут обеспечивать 30-минутную мощность в 65 и 80 кВт соответственно.
Однако есть и положительные примеры: некоторым владельцам Lixiang L7 удается зарегистрировать гибрид без учета 154-сильного ДВС, опираясь только на 30-минутные мощности двух электромоторов (70 + 65 кВт = 135 кВт или 184 л. с.). В результате итоговая мощность достигает 449 л. с., а с учетом добавления бензинового двигателя — 603 л. с. Потенциальные владельцы гибридов, особенно последовательных схем, должны учитывать этот факт заранее.
Например, владельце Volkswagen ID.4 удалось существенно сэкономить за счет использования 30-минутной мощности. Она выражает полное удовлетворение от минимальных затрат на автомобиль. Ранее был рассмотрен случай, когда популярный электрокар в России отказывался заряжаться на ЭЗС с полной мощностью. А также приведен рассказ владельца Zeekr 001 о его поездке в Грузию.