Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Институт лингвистических исследований; Под редакцией А. П. Евгеньевой. — 4-е издание, стереотипное — М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Объе́кт (от лат. objectum «предмет»):
- Объект — философская категория, которая обозначает то, на что направлена деятельность субъекта (наблюдателя). Это может быть что-то, существующее в реальном мире или в вымышленном, а объектом может являться и сам субъект.
- ОБЪЕ’КТ, а, м. [лат. objectum — предмет] (книжн.). 1. То, что существует вне и независимо от нас, внешний мир (философия). Совпадение мысли с объектом — это процесс. Лнн. 2. Предмет, на который направлена деятельность человека. Объект исследования. Планировать объекты строительства. 3. То же, что дополнение во 2 значении (лингвистика).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
объе́кт
1. элемент реальности, существующий вне времени; то, что обладает характеристиками и может вступать в отношения; результат выделения из определённой совокупности ◆ Умозрительный объект. ◆ Материальный объект. ◆ Виртуальный объект. ◆ Светящийся объект. 2. то, на что направлена определённая деятельность ◆ Объект поклонения. ◆ Объект слежки. ◆ Объект обработки. ◆ Объект исследований. 3. предприятие, учреждение, а также место осуществления экономической, производственной, хозяйственной деятельности ◆ Строительный объект. ◆ Оборонный объект. ◆ Он не хотел снова оказаться в бездействии, как тогда, когда попал на секретный объект абвера, где готовили группу русских белоэмигрантов для отправки в советский тыл. Вадим Кожевников, «Щит и меч», 1968 г. (цитата из НКРЯ) 4. лингв. семантическая синтаксическая категория, обозначающая в предложении того (или то), на кого (что) направлено действие или состояние; дополнение 5. юр. материальные, духовные и иные социальные блага, которые являются предметом правоотношений субъектов права 6. прогр. унифицированное программное представление абстрактного понятия реального мира (в ООП) ◆ Преимущество объектно-ориентированного программирования заключается в том, что для объекта можно определить наследников, которые корректируют или дополняют его поведение. Т. А. Павловская, «C#. Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов», 2012 г. 7. прогр. конкретный экземпляр определённого класса объектов; инстанс ◆ Утка — вид птицы. Также как воробей и колибри. Любая птица представляет какой-то подвид птиц. Но обратная сторона медали в том, что нет птицы, которая была бы птицей вообще. С точки зрения программирования это означает, что все объекты Bird являются экземплярами каких-то подклассов Bird, но не имеется ни одного экземпляра класса Bird. Стефан Рэнди Дэвис, «C# 2005 для „чайников“» / перевод И. В. Красикова, А. А. Мраморнова, 2008 г.
Фразеологизмы и устойчивые выражения
- линейный объект
- неопознанный летающий объект
- объект авторского права
- объект изучения
- объект исследования
- объект капитального строительства
- объект нападения
- объект недвижимости
- объект права собственности
- реконструкция линейных объектов
- реконструкция объектов капитального строительства
Социальный объект
Финский исследователь Юрий Энгестрем вводит понятие социального объекта, утверждая, что отношения и связи между людьми формируются не благодаря общим видам деятельности, а конкретным объектам.
- Делишес или digg – закладки
- Фликр – фотографии
- last.fm – музыкальные записи
- slideshare – презентации
- вики — страницы
- Scratch и NetLogo — проекты и модели
Энгестрем ссылается на концепцию объектной социальности Карен Кнорр-Цетина.
Социальная сеть объединяет людей, но для этого необходим катализатор — социальный объект, который служит реальным и конкретным стимулятором связи. Энгестрем, следуя за Серром и Латуром, использует метафору группы детей, играющих на берегу. Дети собираются вокруг конкретного объекта — мяча. Во всех успешных социальных сетях можно выделить этот паттерн присутствия социального объекта.
Латур [править]
Вы можете написать статью, но она вряд ли станет убедительным доказательством, если другие люди не поддержат вашу идею и не начнут использовать её как установленный факт. Чтобы ваша статья стала значимой, нужны сторонники. Если они посмеются над вами, будут равнодушны или недоумённо пожмут плечами, ваша статья не обретёт значения. Утверждение всегда находится в опасности, как мяч в регби. Если его никто не схватит, он останется лежать на траве. Чтобы мяч двигался, нужно действие — кто-то должен его схватить и бросить. Но результат броска зависит от силы, скорости, точности и тактики других игроков. В любой момент траектория мяча может измениться — его могут перехватить или отбить игроки другой команды, которые действуют как несогласные, или даже ваши собственные товарищи по команде. Движение мяча, как и утверждение или артефакт, зависит от ваших действий, но гораздо больше — от действий множества других людей, чьи действия вы не можете контролировать. Создание фактов, как и игра в регби, — коллективный процесс.
- Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 413 c.
Серр [править]
Этот квази-объект и не объект вовсе, но тем не менее, он объект, поскольку не является субъектом и существует в мире; это также квази-субъект, поскольку он обозначает или указывает на субъекта, который, если бы не квази-объект, не был бы субъектом. Тот, кого не застали с «хорьком» в руках, — аноним, часть монотонной цепи, в которой он неразличим. Он больше не является индивидом, он не узнан, не раскрыт, не отмечен. Он в цепи и принадлежит ей. Как и «хорек», он кружит в коллективе. Ниточка в его руках — наша простая связь, отсутствие «хорька» [имеется в виду игра в верёвочку]; его путь и составляет нашу нераздельность. Кто мы? Мы — те, чьи руки передают этот предмет, те, кто не обладает им. Передача квази-объекта и формирует коллектив, если она прервётся, возникнет индивид. Если последнего раскроют, он станет водить [mort]. Кто же субъект, кто «Я», или кто я? Движение «хорька» сплетает «мы», коллектив; если он остановится, то обозначит «Я».
Мяч — это удивительный предмет, поскольку он становится значимым только в руках человека. Оставленный где-то, он теряет всякую ценность, становясь бессмысленным и бесполезным. Невозможно играть в мяч в одиночку. Тот, кто все-таки пытается и не делится мячом, является плохим игроком и вскоре будет исключен из игры. О таких говорят, что они эгоисты [personnels]. Командная игра не требует индивидуальностей, людей самих по себе. Давайте посмотрим на того, у кого мяч. Если он начнет крутить его вокруг себя, то он плохой игрок. Мяч не предназначен для тела; наоборот, тело — это объект мяча. Субъект вращается вокруг этого солнца. Хороший игрок — это тот, кто следует за мячом и служит ему, а не подчиняет и не использует его. Мяч — это субъект тела, субъект тел, как будто субъект субъектов. Играть — значит стать атрибутом мяча как субстанции. Для мяча написаны законы, которые определяются в отношении к нему, и мы просто подчиняемся этим законам. Навыки владения мячом предполагают Птолемеевскую революцию, на которую способны немногие теоретики, так как мы слишком привыкли быть субъектами в Коперниканском мире, где объекты — всего лишь рабы.
Serres, M. (2007). The Parasite. University of Minnesota Press.
Объект
Объе́кт (objectum, буквально – брошенный обо что-то, предмет, от лат. objicio – бросать вперёд, противопоставлять) — категория теории познания, обозначающая предметную область, на которую направлена практическая или познавательная активность субъекта. Понятия объекта и субъекта соотносятся: активность субъекта предполагает наличие объекта, это два полюса единства. Объект не тождествен объективной реальности: часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; кроме того, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют различные типы объектов и, соответственно, различные типы субъектно-объектных отношений: объектом может быть физическая вещь, объективно-реальная ситуация, тело субъекта, состояния сознания субъекта и даже его Я в целом, другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Противопоставление субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений ошибочно, так как основано на неверном отождествлении объекта с физической вещью.
Для понимания основных характеристик сознания, познания и деятельности важно осознать, что объект всегда находится вне субъекта, не сливается с ним. Эта внешность сохраняется даже тогда, когда субъект имеет дело с состояниями собственного сознания, своим Я, и когда он взаимодействует с другими субъектами. Например, понимание другого человека, предполагающее умение встать на его точку зрения и пережить его состояние изнутри (то, что обычно считается классическим случаем субъектно-субъектных отношений), может быть успешным только если субъект не сливается с состояниями чужого сознания и продолжает воспринимать другого извне, обладая «избытком видения» (М. М. Бахтин). Иногда термин «объект» используется в философии вне контекста его отношения к субъекту, просто в смысле предмета. В философии науки выделяют эмпирические и теоретические (в том числе идеальные) объекты; в современной логике рассматриваются абстрактные (например, числа) и конкретные объекты.
Опубликовано 20 декабря 2023 г. в 14:06 (GMT+3). Последнее обновление 20 декабря 2023 г. в 14:06 (GMT+3). Связаться с редакцией
- Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198, выдано Роскомнадзором 15 ноября 2022 года.
ISSN: 2949-2076 - Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
Главный редактор: Кравец С. Л.
Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
Электронная почта редакции: secretar@greatbook.ru - © АНО БРЭ, 2022 — 2025. Все права защищены.
- Условия использования информации. Вся информация на данном портале предназначена исключительно для личного пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан-копии) может быть использован только с разрешения правообладателей.
Объекты и субъекты социальной структуры общества
Социальная структура, как правило, представлена совокупностью взаимодействующих категорий, социальных групп и слоев, а также институтов. Важными являются характеристики взаимодействий и взаимоотношений, так как от них зависит эффективность этих отношений и устойчивость структуры перед нестабильностью в экономике и политике.
Объекты структуры определяются составом ее элементов, их расположением и взаимозависимостями.
Связи между элементами социальной структуры формируются в зависимости от эмоциональной окраски:
- Нейтральные отношения;
- Положительные отношения;
- Отрицательные отношения.
Основные группы объектов современной социальной структуры:
- индивидуальные личности;
- социальные группы;
- социальные институты.
Человек, будучи частью общества, не может существовать вне его. В обществе он обучается, адаптируется, социализируется, получает воспитание, навыки и опыт, которые затем применяет в различных сферах своей жизни. Без общества человек не может реализовать свои интересы и потребности, поэтому стремится к созданию социальных связей.
Когда люди объединяются на основе общих интересов и потребностей, а также поддерживают одни и те же идеологические взгляды, они формируют социальные общности. Это относительно стабильные группы людей, обладающих схожими признаками и ведущих похожий образ жизни. В социальной общности люди имеют общие интересы, могут сотрудничать для достижения определенных целей или решения проблем, которые невозможно решить в одиночку.
«Объекты и субъекты социальной структуры общества»
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Социальные общности, которые имеют схожие интересы, со временем превращаются в социальные институты. В настоящее время исследователи выделяют следующие социальные институты:
- Политический социальный институт;
- Экономический институт;
- Социальные институты в узком смысле;
- Институты духовной (культурной) жизни.
Все они нацелены на значительные изменения, затрагивающие большинство членов общества или государства. Социальные институты имеют формализованный характер, следуют законодательным нормам, а связи между ними очень крепкие и взаимозависимые. Нарушение этих связей может повлиять на отношения на государственном уровне. Институты имеют больше полномочий и представлены организациями, учреждениями, правлениями, которые выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, нуждающейся в изменениях и значительных трансформациях.
Социальный субъект
Исследователи, говоря о социальном субъекте общественных отношений, подчеркивают, что это сложное философское понятие. Оно обозначает независимого участника социального процесса, который берет на себя роль преобразователя социальной реальности.
Изменения зависят от интересов и потребностей субъекта социальных отношений, поэтому они носят субъективный характер. То, что может быть полезным одному человеку, может быть совершенно бесполезным для других членов общества. Социальным субъектом может быть отдельная личность, большая социальная группа, классы или целые нации, отражающие свои интересы и ценности.
Субъект имеет деятельностное отношение к окружающей среде, стремится преобразовать ее, изменить, часто ориентируясь на свое видение и не учитывая потребностей других лиц, которые также являются полноправными членами общества. Он активно относится к миру, стремясь не только принимать существующее, но и трансформировать его.
Однако для того чтобы человек или группа были признаны социальным субъектом, они должны обладать определенными характеристиками, отражающими их сущность. К этим характеристикам относятся деятельностное отношение, интерес к преобразованиям, отсутствие страха перед трансформациями и глобальными изменениями. Инновация – еще один термин, используемый социальными субъектами для описания своей деятельности. Это стремление внести в общественную систему что-то новое, повлиять на интересы, мировоззрение и потребности граждан, предложить альтернативные пути развития, которые ранее не рассматривались из-за опасения их несоответствия особенностям реальности.
Субъекты и объекты могут совпадать. Человек, бывший объектом социальной структуры, может осознать необходимость изменений и использовать свои ресурсы для их осуществления. Важно понимать, что такие изменения выходят за рамки жизни одной личности, поэтому необходимо формировать личные качества, чтобы трансформации были осмысленными и полезными для общества. Без такого подхода действия могут быть бессмысленными и даже разрушительными. Таким образом, личность – это понятие, отражающее социальную природу человека, рассматривающее его не только как объект социальной структуры, но и как субъект социокультурной жизни, способного влиять на экономические и политические условия. Человек является носителем культурной составляющей, который может преобразовывать различные аспекты и формы деятельности, оказывая влияние на происходящие события и явления.