НК РФ Раздел 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
(введен Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
- Статья 333.16. Государственная пошлина
- Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
- Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
- Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
- Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
- Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
- Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
- Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации
- Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий
- Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий
- Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
- Статья 333.27. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
- Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
- Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
- Статья 333.30. Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы
- Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
- Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
- Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза
- Статья 333.32.2. Величина государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при государственной регистрации медицинских изделий и регистрации медицинских изделий, предназначенных для обращения на общем рынке медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза
- Статья 333.32.3. Величина государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при государственной регистрации биомедицинских клеточных продуктов
- Статья 333.32.4. Величина государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при предоставлении, переоформлении и подтверждении разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro
- Статья 333.33. Величина государственной пошлины за государственную регистрацию и другие юридически значимые действия
- Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации
- Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
- Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и к мировым судьям
- Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации и арбитражные суды
- Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
- Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
- Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
- Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
- Статья 333.42. Утратила силу
Государственная пошлина в бухгалтерском и налоговом учете. Проводки
На какой счет бухгалтеру следует относить государственную пошлину? На первый взгляд, ответ ясен: согласно ст. 13 НК РФ, государственная пошлина относится к федеральным сборам, что позволяет учитывать её на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтеры настаивают на использовании 76 счета. В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать государственную пошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в этой публикации. Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ
Особенности налогового учета государственной пошлины
- государственная пошлина соответствует законодательным нормам;
- государственная пошлина экономически обоснована;
- государственная пошлина уплачена, в том числе через подотчетных лиц, и имеются подтверждающие этот факт документы.
Дата начисления зависит от конкретной ситуации и вида государственной пошлины. Например, регистрация прав собственности и другие регистрационные действия (НК РФ, ст. 333.18-1-5.2) невозможны без уплаты государственной пошлины. При этом юридическое лицо еще до начала регистрации может отказаться от неё и получить свои деньги назад (НК РФ, ст. 333.40-1-4). Датой включения в расходы будет день приема документов на регистрацию.
Подтверждающими документами будут квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.
Госпошлина за получение лицензии отражается в налоговом учете в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Согласно контексту письма ФНС, момент начисления соответствует моменту уплаты госпошлины.
При уплате судебной госпошлины необходимо учитывать следующее: ст. 272-7-1 НК РФ указывает на дату начисления госпошлины, а ст. 333.18-1-1 НК РФ четко утверждает, что сбор должен быть уплачен до подачи иска в суд. Поскольку законодательство не определяет конкретную дату, а в учете платеж необходимо отразить конкретной датой, расходы по налоговому учету признаются в день платежа.
Если по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.
Существует мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до завершения судебного процесса не учитывать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть обоснован ссылками на нормативные документы и отражен в локальных нормативных актах (ЛНА).
Пошлина, связанная с приобретением нематериальных активов (НМА) и основных средств (ОС), учитывается следующим образом (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):
- если внесена до начала эксплуатации актива и постановки на учет, включается в первоначальную стоимость;
- если в период, когда первоначальная стоимость уже сформирована, включается в прочие расходы.
Бухгалтерский учет госпошлины: проводки
В бухгалтерском учете расходы признаются в том учетном периоде, к которому они относятся, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). На практике госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.
Судебные издержки истца (госпошлину) можно начислить в периоде обращения в суд на основании копии искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).
Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают либо по факту включения в первоначальную стоимость, либо в прочие расходы. Госпошлина, как федеральный сбор, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Нередко этот платеж отражают на счете 76, что является методически неверным. Вместе с тем счет 76 с субсчетом в некоторых случаях применяется для учета госпошлины.
Проводки по начислению госпошлины:
- Дт 08 Кт 68/госпошлина – при покупке, создании или приобретении имущественного объекта или прав (ПБУ14/2007, ПБУ 6/01, п.8). Проводка используется в отношении ОС и НМА, требующих государственной регистрации.
- Дт 20, 25, 26, 44 Кт 68/госпошлина – за операции в рамках основного вида деятельности (ПБУ 10/99 р. 2). Проводка применяется в различных случаях, например, при государственной регистрации изменений устава.
Лицензирование относится к основному виду деятельности компании. Госпошлина за лицензию чаще всего списывается одной суммой в расходы, вне зависимости от того, срочная лицензия или бессрочная (письмо ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, 03-03-06/1/12248 от 12/04/13 г. Минфина). Проводка приведена выше.
Для срочных лицензий существует несколько вариантов учета госпошлины. Ранее Минфин высказывал мнение (документ №07-02-06/5 от 12/01/12 г.), что в таких случаях затраты необходимо списывать через расходы будущих периодов, частями:
- Дт 97 Кт 68/госпошлина;
- Дт 44 Кт 97.
Некоторые специалисты предлагают считать саму лицензию нематериальным активом на основании ПБУ 14/2007 п. 3. Тогда госпошлину нужно включать в стоимость лицензии: Дт 08 Кт 76 (или 60). Затем лицензия приходуется как НМА по Дт 04, и на нее начисляется амортизация Кт 05. Госпошлина, не относящаяся к основному виду деятельности, как и судебные издержки по нетипичным для компании контрактам, отражаются в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68/госпошлина.
Необходимо помнить, что услуги государственных нотариусов всегда учитываются по счету 68. Частные нотариальные услуги оплачиваются не госпошлиной, а тарифом, с использованием счета 76: Дт 20, 91/2 и другие. Кт 68 (76).
Счет 76 также используется при учете госпошлины в суде. Истец изначально отражает ее на счете 68 как прочий расход, а затем уплачивает в бюджет. После вынесения судебного решения госпошлина взыскивается с ответчика. Проводки будут следующими: у истца Дт 76 Кт 91/1 (прочий доход), у ответчика Дт 91/2 Кт 76 (прочий расход). Ответчик возмещает госпошлину истцу: Дт 51 Кт 76, а у себя отражает эту операцию обратной проводкой.
Важно помнить, что как в доходах, так и в расходах госпошлина учитывается на дату вступления в силу судебного акта.
Давайте рассмотрим пример. Компания А обратилась в суд с иском против компании Б на сумму 19000 рублей. Согласно ст. 333.19 НК РФ, компания А обязана уплатить госпошлину в размере 760 рублей (4%). Это отражается в учете компании А следующим образом:
- 91/2-68 — 760,00 руб.;
- 68-51 — 760,00 руб.
Компания А выигрывает суд, и компания Б возмещает ей госп
Обычно плательщик госпошлины обязан самостоятельно произвести её уплату (см. п. 1, 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Тем не менее, возможно осуществление оплаты через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть подтверждены соответствующими документами (например, нотариально заверенной доверенностью) (см. п. 1, 3 ст. 26 Налогового кодекса РФ).
Представительство в налоговых отношениях предполагает совершение представителем действий от имени и за счет средств представляемого лица. Следовательно, платежные документы, используемые для уплаты сбора, должны происходить от самого плательщика (а не его представителя), то есть должны быть подписаны им и оплачены за счет его собственных средств (см. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 №41-О).
Имеет ли срок действия уплаченной госпошлины?
Согласно ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, государственную пошлину, уплаченную лишнюю или излишне, можно вернуть или зачесть. Заявление о зачете излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины подается в течение трех лет с даты принятия решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или с даты её уплаты в бюджет (см. п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Законодательством не установлено явно, на какой срок действует уплаченная государственная пошлина. Кроме того, не определены сроки подачи запроса на государственную услугу или совершение юридически значимых действий со стороны юридического лица.
В Письме Минфина России от 29.03.2018 №03-05-06-03/19835 по ст. 78, 79, п. п. 3 и 6 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ и позиции Верховного Суда РФ (Определение от 11.01.2018 №309-КГ17-20647) разъясняется, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает срок предъявления платежного поручения, по которому уплачена государственная пошлина за регистрационные действия. Вместе с тем применение трехлетнего срока к юридически значимым действиям, оплаченным государственной пошлиной, допускается. Следовательно, в судебных процедурах обосновано предъявление квитанции об уплате государственной пошлины в этот срок.
Определение размера госпошлины для исков различного характера
Величина госпошлины зависит от характера предъявляемых требований: имущественных или неимущественных, а также от необходимости оценки имущества.
Для исков имущественного характера, требующих оценки, госпошлина зависит от стоимости иска. Чем она ниже, тем меньше стоимость обращения в суд.
Для неимущественных исков или имущественных, не требующих оценки, установлен фиксированный размер госпошлины.
Если подаются исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера, необходимо уплатить обе пошлины.
Для некоторых исков размер пошлины рассчитывается по-разному. Например, по иску о признании права собственности в арбитражном суде требуется уплата фиксированной пошлины, в то время как в общей юрисдикции размер пошлины зависит от стоимости имущества.
Как определить характер исков имущественного и неимущественного характера
Для правильного рассчета госпошлины определите характер вашего иска.
Иски имущественного характера представляют собой требования, касающиеся имущества, например, взыскание денег или передача вещей.
Цену иска вам следует определить самостоятельно и указать в исковом заявлении (см. ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 91, ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исходя из этой цены будет рассчитан размер госпошлины.
Некоторые иски относятся к имущественным, но не подлежат оценке, например, требование о предоставлении доступа к земельному участку. Такие иски часто рассматриваются как неимущественные, что затрудняет их оценку. Поэтому по ним обычно уплачивается пошлина, соответствующая неимущественным требованиям.
Неимущественные иски — это те иски, которые направлены на защиту неимущественных прав. Оценивать подобные иски не требуется.
Для расчета госпошлины по неимущественным искам принято учитывать требования, не связанные с взысканием денег или имущества от ответчика. Например, это иски о расторжении или изменении договора.
В различных судах некоторые иски оценивают по-разному. Например, иски о признании права собственности на недвижимость в арбитражном суде считаются неимущественными, а в гражданском — имущественными, что влияет на расчет госпошлины (ч. 2 ст. 103 АПК РФ, ч. 1 ст. 91 ГПК РФ, Письмо Минфина России от 25.01.2018 №03-05-06-03/3979, п. 1 Письма Минфина России от 15.12.2011 №03-05-04-03/86).
Такая же ситуация с исками о признании сделки недействительной и применении ее последствий — они рассматриваются как имущественные в гражданском процессе (Позиция ВАС РФ, п. 2 Письма Минфина России от 15.12.2011 №03-05-04-03/86).
Госпошлина по имущественному иску в арбитражный суд
Госпошлина по имущественному иску, который подлежит оценке, составляет (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Для расчета госпошлины доступны онлайн-калькуляторы на сайтах арбитражных судов, например: msk.arbitr.ru/process/duty/calc. Госпошлина по имущественному иску, который не подлежит оценке, уплачивается как за неимущественный иск, например, об устранении препятствий в пользовании имуществом.
Госпошлина по неимущественному иску в арбитражный суд
Госпошлина по неимущественным искам является фиксированной. Для большинства требований она составляет 6 000 руб. (пп. 2, 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Если подается заявление о признании незаконным решения госоргана, сумма госпошлины уменьшается вдвое (пп. 2 — 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
При включении имущественного требования в неимущественный иск (например, при просьбе расторгнуть договор и вернуть аванс), к фиксированной пошлине добавляется сумма, рассчитанная исходя из размера имущественного требования (пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).
Госпошлина по имущественному иску в суд общей юрисдикции
Госпошлина по имущественному иску, который подлежит оценке, составляет (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Расчет госпошлины можно произвести с помощью онлайн-калькулятора, например: mos-gorsud.ru/calc. Госпошлина по имущественному иску, который не подлежит оценке, уплачивается как за неимущественный иск, например, об устранении препятствий в пользовании имуществом.
Госпошлина по неимущественному иску в суд общей юрисдикции
Госпошлина по неимущественным искам является фиксированной: 6 000 руб. для организаций и 300 руб. для граждан (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
При включении имущественного требования в неимущественный иск (например, при просьбе расторгнуть договор и вернуть аванс), к фиксированной пошлине добавляется сумма, рассчитанная исходя из размера имущественного требования (пп. 1 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Государственная пошлина: расчет налоговой базы и ключевые аспекты
НК РФ Раздел 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
(введен Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
- Статья 333.16. Государственная пошлина
- Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
- Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
- Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
- Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
- Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
- Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
- Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации
- Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий
- Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий
- Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
- Статья 333.27. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
- Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
- Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
- Статья 333.30. Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы
- Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
- Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
- Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза
- Статья 333.32.2. Величина государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при государственной регистрации медицинских изделий и регистрации медицинских изделий, предназначенных для обращения на общем рынке медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза
- Статья 333.32.3. Величина государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при государственной регистрации биомедицинских клеточных продуктов
- Статья 333.32.4. Величина государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при предоставлении, переоформлении и подтверждении разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro
- Статья 333.33. Величина государственной пошлины за государственную регистрацию и другие юридически значимые действия
- Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации
- Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
- Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и к мировым судьям
- Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации и арбитражные суды
- Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
- Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
- Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
- Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
- Статья 333.42. Утратила силу
Государственная пошлина в бухгалтерском и налоговом учете. Проводки
На какой счет бухгалтеру следует относить государственную пошлину? На первый взгляд, ответ ясен: согласно ст. 13 НК РФ, государственная пошлина относится к федеральным сборам, что позволяет учитывать её на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтеры настаивают на использовании 76 счета. В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать государственную пошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в этой публикации. Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ
Особенности налогового учета государственной пошлины
- государственная пошлина соответствует законодательным нормам;
- государственная пошлина экономически обоснована;
- государственная пошлина уплачена, в том числе через подотчетных лиц, и имеются подтверждающие этот факт документы.
Дата начисления зависит от конкретной ситуации и вида государственной пошлины. Например, регистрация прав собственности и другие регистрационные действия (НК РФ, ст. 333.18-1-5.2) невозможны без уплаты государственной пошлины. При этом юридическое лицо еще до начала регистрации может отказаться от неё и получить свои деньги назад (НК РФ, ст. 333.40-1-4). Датой включения в расходы будет день приема документов на регистрацию.
Подтверждающими документами будут квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.
Госпошлина за получение лицензии отражается в налоговом учете в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Согласно контексту письма ФНС, момент начисления соответствует моменту уплаты госпошлины.
При уплате судебной госпошлины необходимо учитывать следующее: ст. 272-7-1 НК РФ указывает на дату начисления госпошлины, а ст. 333.18-1-1 НК РФ четко утверждает, что сбор должен быть уплачен до подачи иска в суд. Поскольку законодательство не определяет конкретную дату, а в учете платеж необходимо отразить конкретной датой, расходы по налоговому учету признаются в день платежа.
Если по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.
Существует мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до завершения судебного процесса не учитывать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть обоснован ссылками на нормативные документы и отражен в локальных нормативных актах (ЛНА).
Пошлина, связанная с приобретением нематериальных активов (НМА) и основных средств (ОС), учитывается следующим образом (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):
- если внесена до начала эксплуатации актива и постановки на учет, включается в первоначальную стоимость;
- если в период, когда первоначальная стоимость уже сформирована, включается в прочие расходы.
Бухгалтерский учет госпошлины: проводки
В бухгалтерском учете расходы признаются в том учетном периоде, к которому они относятся, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). На практике госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.
Судебные издержки истца (госпошлину) можно начислить в периоде обращения в суд на основании копии искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).
Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают либо по факту включения в первоначальную стоимость, либо в прочие расходы. Госпошлина, как федеральный сбор, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Нередко этот платеж отражают на счете 76, что является методически неверным. Вместе с тем счет 76 с субсчетом в некоторых случаях применяется для учета госпошлины.
Проводки по начислению госпошлины:
- Дт 08 Кт 68/госпошлина – при покупке, создании или приобретении имущественного объекта или прав (ПБУ14/2007, ПБУ 6/01, п.8). Проводка используется в отношении ОС и НМА, требующих государственной регистрации.
- Дт 20, 25, 26, 44 Кт 68/госпошлина – за операции в рамках основного вида деятельности (ПБУ 10/99 р. 2). Проводка применяется в различных случаях, например, при государственной регистрации изменений устава.
Лицензирование относится к основному виду деятельности компании. Госпошлина за лицензию чаще всего списывается одной суммой в расходы, вне зависимости от того, срочная лицензия или бессрочная (письмо ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, 03-03-06/1/12248 от 12/04/13 г. Минфина). Проводка приведена выше.
Для срочных лицензий существует несколько вариантов учета госпошлины. Ранее Минфин высказывал мнение (документ №07-02-06/5 от 12/01/12 г.), что в таких случаях затраты необходимо списывать через расходы будущих периодов, частями:
- Дт 97 Кт 68/госпошлина;
- Дт 44 Кт 97.
Некоторые специалисты предлагают считать саму лицензию нематериальным активом на основании ПБУ 14/2007 п. 3. Тогда госпошлину нужно включать в стоимость лицензии: Дт 08 Кт 76 (или 60). Затем лицензия приходуется как НМА по Дт 04, и на нее начисляется амортизация Кт 05. Госпошлина, не относящаяся к основному виду деятельности, как и судебные издержки по нетипичным для компании контрактам, отражаются в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68/госпошлина.
Необходимо помнить, что услуги государственных нотариусов всегда учитываются по счету 68. Частные нотариальные услуги оплачиваются не госпошлиной, а тарифом, с использованием счета 76: Дт 20, 91/2 и другие. Кт 68 (76).
Счет 76 также используется при учете госпошлины в суде. Истец изначально отражает ее на счете 68 как прочий расход, а затем уплачивает в бюджет. После вынесения судебного решения госпошлина взыскивается с ответчика. Проводки будут следующими: у истца Дт 76 Кт 91/1 (прочий доход), у ответчика Дт 91/2 Кт 76 (прочий расход). Ответчик возмещает госпошлину истцу: Дт 51 Кт 76, а у себя отражает эту операцию обратной проводкой.
Важно помнить, что как в доходах, так и в расходах госпошлина учитывается на дату вступления в силу судебного акта.
Давайте рассмотрим пример. Компания А обратилась в суд с иском против компании Б на сумму 19000 рублей. Согласно ст. 333.19 НК РФ, компания А обязана уплатить госпошлину в размере 760 рублей (4%). Это отражается в учете компании А следующим образом:
- 91/2-68 — 760,00 руб.;
- 68-51 — 760,00 руб.
Компания А выигрывает суд, и компания Б возмещает ей госп
Обычно плательщик госпошлины обязан самостоятельно произвести её уплату (см. п. 1, 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Тем не менее, возможно осуществление оплаты через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть подтверждены соответствующими документами (например, нотариально заверенной доверенностью) (см. п. 1, 3 ст. 26 Налогового кодекса РФ).
Представительство в налоговых отношениях предполагает совершение представителем действий от имени и за счет средств представляемого лица. Следовательно, платежные документы, используемые для уплаты сбора, должны происходить от самого плательщика (а не его представителя), то есть должны быть подписаны им и оплачены за счет его собственных средств (см. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 №41-О).
Имеет ли срок действия уплаченной госпошлины?
Согласно ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, государственную пошлину, уплаченную лишнюю или излишне, можно вернуть или зачесть. Заявление о зачете излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины подается в течение трех лет с даты принятия решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или с даты её уплаты в бюджет (см. п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Законодательством не установлено явно, на какой срок действует уплаченная государственная пошлина. Кроме того, не определены сроки подачи запроса на государственную услугу или совершение юридически значимых действий со стороны юридического лица.
В Письме Минфина России от 29.03.2018 №03-05-06-03/19835 по ст. 78, 79, п. п. 3 и 6 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ и позиции Верховного Суда РФ (Определение от 11.01.2018 №309-КГ17-20647) разъясняется, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает срок предъявления платежного поручения, по которому уплачена государственная пошлина за регистрационные действия. Вместе с тем применение трехлетнего срока к юридически значимым действиям, оплаченным государственной пошлиной, допускается. Следовательно, в судебных процедурах обосновано предъявление квитанции об уплате государственной пошлины в этот срок.
Определение размера госпошлины для исков различного характера
Величина госпошлины зависит от характера предъявляемых требований: имущественных или неимущественных, а также от необходимости оценки имущества.
Для исков имущественного характера, требующих оценки, госпошлина зависит от стоимости иска. Чем она ниже, тем меньше стоимость обращения в суд.
Для неимущественных исков или имущественных, не требующих оценки, установлен фиксированный размер госпошлины.
Если подаются исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера, необходимо уплатить обе пошлины.
Для некоторых исков размер пошлины рассчитывается по-разному. Например, по иску о признании права собственности в арбитражном суде требуется уплата фиксированной пошлины, в то время как в общей юрисдикции размер пошлины зависит от стоимости имущества.
Как определить характер исков имущественного и неимущественного характера
Для правильного рассчета госпошлины определите характер вашего иска.
Иски имущественного характера представляют собой требования, касающиеся имущества, например, взыскание денег или передача вещей.
Цену иска вам следует определить самостоятельно и указать в исковом заявлении (см. ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 91, ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исходя из этой цены будет рассчитан размер госпошлины.
Некоторые иски относятся к имущественным, но не подлежат оценке, например, требование о предоставлении доступа к земельному участку. Такие иски часто рассматриваются как неимущественные, что затрудняет их оценку. Поэтому по ним обычно уплачивается пошлина, соответствующая неимущественным требованиям.
Неимущественные иски — это те иски, которые направлены на защиту неимущественных прав. Оценивать подобные иски не требуется.
Для расчета госпошлины по неимущественным искам принято учитывать требования, не связанные с взысканием денег или имущества от ответчика. Например, это иски о расторжении или изменении договора.
В различных судах некоторые иски оценивают по-разному. Например, иски о признании права собственности на недвижимость в арбитражном суде считаются неимущественными, а в гражданском — имущественными, что влияет на расчет госпошлины (ч. 2 ст. 103 АПК РФ, ч. 1 ст. 91 ГПК РФ, Письмо Минфина России от 25.01.2018 №03-05-06-03/3979, п. 1 Письма Минфина России от 15.12.2011 №03-05-04-03/86).
Такая же ситуация с исками о признании сделки недействительной и применении ее последствий — они рассматриваются как имущественные в гражданском процессе (Позиция ВАС РФ, п. 2 Письма Минфина России от 15.12.2011 №03-05-04-03/86).
Госпошлина по имущественному иску в арбитражный суд
Госпошлина по имущественному иску, который подлежит оценке, составляет (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Для расчета госпошлины доступны онлайн-калькуляторы на сайтах арбитражных судов, например: msk.arbitr.ru/process/duty/calc. Госпошлина по имущественному иску, который не подлежит оценке, уплачивается как за неимущественный иск, например, об устранении препятствий в пользовании имуществом.
Госпошлина по неимущественному иску в арбитражный суд
Госпошлина по неимущественным искам является фиксированной. Для большинства требований она составляет 6 000 руб. (пп. 2, 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Если подается заявление о признании незаконным решения госоргана, сумма госпошлины уменьшается вдвое (пп. 2 — 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
При включении имущественного требования в неимущественный иск (например, при просьбе расторгнуть договор и вернуть аванс), к фиксированной пошлине добавляется сумма, рассчитанная исходя из размера имущественного требования (пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).
Госпошлина по имущественному иску в суд общей юрисдикции
Госпошлина по имущественному иску, который подлежит оценке, составляет (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Расчет госпошлины можно произвести с помощью онлайн-калькулятора, например: mos-gorsud.ru/calc. Госпошлина по имущественному иску, который не подлежит оценке, уплачивается как за неимущественный иск, например, об устранении препятствий в пользовании имуществом.
Госпошлина по неимущественному иску в суд общей юрисдикции
Госпошлина по неимущественным искам является фиксированной: 6 000 руб. для организаций и 300 руб. для граждан (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
При включении имущественного требования в неимущественный иск (например, при просьбе расторгнуть договор и вернуть аванс), к фиксированной пошлине добавляется сумма, рассчитанная исходя из размера имущественного требования (пп. 1 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).